На главную
Новости
Информация для посетителей
За знаниями - в музей
О музее-заповеднике
Научная деятельность
Виртуальные экскурсии
Карты
Музейные коллекции
Выставки
Виртуальные выставки
Музейное телевидение
Кинозал
Гостевая книга
Неизвестные судьбы Сталинграда
Отдел поисковой работы
Товарный знак
Противодействие коррупции
Наши награды
Наши друзья

Никонов Федор Петрович

Воинам-железнодорожникам Арчединского транспортного узла
и моему прадеду Никонову Федору Петровичу,
дважды почетному железнодорожнику,
участнику Сталинградской битвы посвящается...

Шахина Юлия



Роль специальных железнодорожных формирований в Сталинградской операции (1942-1943 гг.) на примере Арчединского транспортного узла (по материалам музейных и семейных архивов)


Сталинградская битва - крупнейшее военно-политическое событие II Мировой войны. Подвиг многих ее участников хранит живая память народа. Эти события запечатлены во многих художественных и публицистических произведениях. Однако, ряд фактов, касающихся Великой битвы на Волге остался недостаточно изученным.
 
На мой взгляд,  мы  неоправданно мало   знаем о  роли специальных формирований Народного Комиссариата путей сообщения в период Сталинградской эпопеи -  воинах-железнодорожниках.

Воином железнодорожником, участником Сталинградской битвы,  был мой прадед, Никонов Федор Петрович,  ныне покойный.
    
В память о нем, его товарищах, совершивших героический подвиг на Арчединском транспортном узле  в годы войны, я  обратилась к краеведческим и семейным архивам.

Предлагаю вам вместе со мной перелистать  страницы  истории, узнать  о боевом  прошлом участников  специальных     железнодорожных формирований  в Сталинградской военной операции 1942-1943г.г.

Это были действительно мужественные и  самоотверженные люди. В период Сталинградской битвы работники железнодорожного транспорта проявили героизм, самоотверженность, смекалку. Они обеспечивали массовые перевозки, связанные с перебазированием промышленности и эвакуацией населения, выполняли огромную работу по восстановлению разрушенных врагом станций и узлов, железнодорожных депо, мостов и других устройств пути и сооружений.

В исключительно тяжелых условиях советские железнодорожники доставили 556 воинских эшелонов или 27830 вагонов с оперативными и стратегическими грузами Сталинградскому фронту. Всего в перевозках для Сталинградского фронта одновременно участвовало более 500 паровозов из состава колонн.

Во время Сталинградской битвы огромный вклад в победу внес Арчединский железнодорожный узел, которым руководил в это время начальник отделения В. Бубнов. С июля 1942 года станция Арчеда стала прифронтовой. Неоднократно фашисты подвергали этот участок железной дороги ожесточенным бомбежкам, Город Фролово оказался в полосе 21-й и 4-й танковых армий. Принимались усиленные меры, чтобы остановить наступление немцев, которые, захватив Серафимович, стремились перерезать железнодорожную линию Сталинград-Москва. Две тысячи фроловцев работали в донской излучине на сооружении оборонительных рубежей, занимаемых нашими 21-й и 65-й армиями.

В то время как в Сталинграде шли ожесточенные бои, железнодорожники, забывая об отдыхе, под непрерывной бомбежкой водили воинские эшелоны.

Приведем конкретные примеры: Евстигнеев Павел, ночью, без паровозных огней под обстрелом вывел эшелон с танками к станции Воропоново. Машинист А.С. Вавилов, проявив мужество и хладнокровие, под обстрелом фашистской авиации вывел горящие вагоны на станции Лог и спас, тем самым, 4 пульмана с боеприпасами и несколько цистерн с авиационным бензином. Машинист А. Н. Копченко, проявив смекалку, с минимальным количеством топлива смог довести состав с танками до станции Карповка, которые сразу с платформ включились в бой. Не раз мужество и героизм проявляли многие арчединские железнодорожники: машинисты Назаров, Васильев, Украинский, Беспалов, дежурный по депо Пупынин, инженер Андросов, мастер Никонов и другие. Это они, презирая опасность, способствовали доставке воинских грузов прямо на передовую.

Старший инженер Андросов и мастер Никонов Ф. П.  сутками не выходили из депо, организуя ремонт паровозов, даже во время налетов вражеской авиации.

Отмечая мужество и героизм арчединских железнодорожников, начальник юго-восточной железной дороги приказом №2173 от 5 августа 1942 года отмечал: «Работники арчедннского отделения  проявили себя мужественно и самоотверженно на восстановлении путей, связи, ликвидации пожаров, вывозе раненных, материальных ценностей, снабжении войск».
    
Неоценим вклад женщин-железнодоржниц, которые, наравне с мужчинами, пошли работать поездными кочегарами, помощниками машинистов. Наряду с этим многие из них работали в госпитале, подсобном хозяйстве.
    
Верными помощниками отцам была молодежь; комсомольцы собирали посылки на фронт, ухаживали за раненными в госпитале, организовывали ночное патрулирование станции и т.д.

Арчединцам выпала историческая миссия участвовать в переброске 2 Гвардейской армии генерала Г. Я. Малиновского в район р. Мышково на среднем Дону, которая остановила и разбила войска гитлеровского генерала Манштейна, рвавшиеся на помощь армии Паулюса.

На мой  взгляд  эти данные    убеждают нас  том, что успешным действиям советской армии в битве за Сталинград, специальные железнодорожные формирования оказали существенную помощь.

Среди этих героических людей были и арчединские железнодорожники, ратный труд которых внес свой вклад в победу на Волге.

 

.
 
Яндекс.Метрика