Размер шрифта Цветовая схема

Легендарный танк занял место в экспозиции музея-панорамы

Легендарный танк занял место в экспозиции музея-панорамы

Уникальный танк Т-34 вернулся в Волгоград после реставрации в Подмосковье. Он был выпущен на Сталинградском тракторном заводе и участвовал в битве на Волге. Аналогов ему в России, скорее всего, нет. Год назад танк подняли со дна реки в Калачевском районе. У него не было башни, он был покрыт ржавчиной и утратил многие детали. В пятницу, 12 сентября, в обновленном виде он занял место в экспозиции музея-заповедника «Сталинградская битва». Это событие приурочили ко Дню танкистов.

Этот танк искали несколько лет. Его поднимали со дна реки с помощью поисковиков, водолазов, военных и силовиков. На восстановление боевой машины подмосковным специалистам понадобился год. И вот он, победивший время Т-34. Будто только сошел с конвейера Сталинградского тракторного. Оттуда в 42-ом он сразу попал на фронт в разгар контрнаступательной операции конца июля.

Сергей Мордвинов, заместитель директора музея-заповедника «Сталинградская битва»: «Это единственный танк Т-34, который был выпущен на Сталинградском тракторном заводе, принимал участие в Сталинградской битве и был восстановлен силами реставраторов, поднят с помощью поисковиков, при поддержке Министерства культуры Российской федерации и Российского военно-исторического общества».

Другого такого танка до сих пор не было ни в музее-заповеднике, ни в Волгограде, ни, может, во всей стране. Этот Т-34 долгие годы пролежал на дне реки Большая Голубинская в Калачевском районе. И пострадал не только от ржавчины, но и от рук «черных копателей» - они оторвали башню на боевой машине. Вернуть эту часть «обезглавленному» танку было самым сложным, говорят реставраторы.

Игорь Франчик, исполнительный директор Агентства содействия сохранению археологического и культурно-исторического наследия: «Башню мы приобрели на Украине, долго не могли ее вывезти, потом все-таки смогли. Но башня была от танка 43-года, то есть не данного танка, не сталинградского. Там много отличий».

Подходящая башня была у одного известного коллекционера, и с ним удалось обменяться. Теперь на Т-34 почти «родная» голова из Сталинграда. И все детали соответствуют времени. Реставраторы не стали убирать трещины — они появились, когда броня была перекалена. Это одна из технических погрешностей, которые допускались из-за массового выпуска этих машин. Например, из-за нехватки резины на Сталинградском тракторном заводе катки танка так и остались голыми. Но тридцатьчетверка проходила любую грязь и любой снег, была лучшей по огневой мощи, говорит участник битвы на Волге Анатолий Венедиктович Козлов. В свои 92 года ветеран пришел выразить уважение легендарной боевой машине, на которой он тоже воевал.

Анатолий Венедиктович Козлов, участник Сталинградской битвы: «Во время операции грязь была страшная, техника вся стояла. Американские танки и другие не могли двигаться, в грязи по уши стояли. А тридцатьчетверка шла вперед, преследовала фашистов до конца, до Румынской границы дошли до города Сороки».

Этот танк летом 42-го стал жертвой неудачного маневра и завяз в речном песке. После чего экипаж его покинул.

Игорь Франчик, исполнительный директор Агентства содействия сохранению археологического и культурно-исторического наследия: «Промахнулся буквально на сто метров от брода, застрял. Теми средствами, которыми пытались вытащить танк, не смогли вытащить. Потом приехала группа разбора. По утверждению очевидцев, командир танка был расстрелян, он там же где-то похоронен».

Остальные танкисты остались живы и продолжили воевать на другой машине. Но детальную информацию до сих пор ищут в архивах. Уточненную историю экипажа Агентство содействия сохранению культурно-исторического наследия передаст музею-заповеднику «Сталинградская битва». А сам Т-34 останется здесь как особо важный экспонат.

Посмотреть видео

 
Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067
(8442) 550-151