Размер шрифта Цветовая схема

История оживает в музее

История оживает в музее

Знать историю своего родного города. Казалось бы, это должно быть заложено с самого детства, но далеко не все могут похвалиться такими знаниями. Даже в Волгограде, где все вокруг напоминает о героическом прошлом города, мужестве и стойкости его защитников, их неистовом желании победить. Победить во имя жизни.

Марина Банаева работает экскурсоводом в музее-заповеднике «Сталинградская битва», а также является членом клуба военно-исторической реконструкции. Именно благодаря участию в реконструкциях возник интерес к истории, а со временем увлечение переросло в профессию. На экскурсиях и музейных занятиях Марина передает этот опыт своим слушателям, буквально погружая их в прошлое.

—То, что ты знал, но не до конца понимал в детском или подростковом возрасте, сейчас приобретает более реальные очертания. Когда ты рассказываешь о подвигах защитников Сталинграда, то невольно пропускаешь это через себя. Ты задумываешься: «Что они чувствовали? Смог бы ты так поступить? А что бы случилось, если бы этих подвигов не было?»

И, действительно, смогло бы современное поколение совершить те же героические поступки, как их деды и прадеды? Не во имя славы, а по зову сердца. И трудно ли пробудить в нынешних ребятах чувство патриотизма и гордости за страну?

— Есть дети, которые знают очень много об истории Сталинградского сражения. Когда ты называешь имя какого-либо участника битвы, опережают тебя и рассказывают о его подвиге. Это, несомненно, радует. Но бывает, что ребята даже не очень представляют, когда была война. И то, каким образом мы будем строить свою экскурсию, зависит от возраста и подготовленности группы. Посетители постарше могут воспринимать довольно серьезный материал, видеть причинно-следственные связи. Если к нам приходит более младшая группа, мы стараемся применять метод диалога, вовлекаем детей. Мы делаем все, чтобы ребенок почувствовал себя не только слушателем, а активным участником экскурсии.

На самом деле здесь экскурсант не просто сторонний наблюдатель происходящего, он как будто чувствует, проживает и участвует в событиях военных лет.

—Обычное лекционное занятие теряет свою актуальность. Лекция — это, как правило, изложение готовых знаний. Но сейчас каждый может найти в Интернете любую интересующую информацию. Интерактивное занятие — более увлекательное. Ребенок чувствует себя в какой-то степени даже главным. Смещается акцент с экскурсовода на экскурсанта.

В музее-заповеднике «Сталинградская битва» дети могут посетить различные интерактивные занятия. Здесь они учатся рассуждать, предполагать развитие дальнейших событий, делать определенные выводы, а также выполнять творческие и игровые задания.

—Часто экскурсия перерастает в увлекательную беседу, взаимный обмен мнениями, тогда, особенно в рамках индивидуальной экскурсии, можно рассказать больше. Если человек приехал из другого города, то ты стараешься найти в экспозиции те предметы, которые могли бы быть связаны с его городом. Пытаешься такие ниточки протянуть, чтобы человек, будучи в Волгограде, нашел кусочек своей родины у нас в музее.

Действительно, музейная экспозиция таит множество интересных фактов. Здесь рождаются вопросы и находятся ответы на них. В музее-заповеднике «Сталинградская битва» проводятся как групповые, так и индивидуальные экскурсии. Поверьте, даже живя в Волгограде, гуляя по местам, где происходили решающие для нашей страны события, мы очень многого еще не знаем.

"Быть человеком" № 20, март 2017 г.

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067
(8442) 550-151