Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»
Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»
Размеры панорамы – 16 м x 120 м x 13 м (3000 кв. м.)
Сюжетом панорамы является заключительный этап Сталинградского сражения, когда советские войска приступили к выполнению последней операции «Кольцо». Основной целью её было расчленение и уничтожение окружённой немецкой группировки.
Решая поставленную задачу, две армии (21-я и 62-я) Донского фронта встретились на северо-западном склоне Мамаева кургана 26 января 1943 г. Именно этот день и момент, когда бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация войск была особенно велика, и изображён на панораме, а встреча двух армий является ё главной сюжетной линией. Смотровая площадка условно находится на крыше одного из бетонных водоотстойников Мамаева кургана. Перед зрителем предстает сражение 26 января 1943 г. Видны знакомые силуэты города – мельница, Дом Павлова, площадь 9-го Января, водонапорная башня вокзала Сталинград-I, элеватор, заводы «Красный Октябрь», «Лазурь», Чермет».
Художники большое внимание уделяют театру военных действий и топографии, взаимодействию различных родов войск: авиации и наземных частей – пехоты, танков, артиллерии. И все же панорамное полотно не является точной исторической иллюстрацией. Грековцы воссоздали героический дух времени, показали разрушенный, но победивший Сталинград. Для этого они применили приём совмещения во времени и пространстве, хорошо известный в станковой живописи и панорамной практике. На фоне военных действий 26 января 1943 г. художники-панорамисты воскрешают легендарные подвиги Сталинградской битвы – связиста Матвея Путилова, зажавшего в зубах концы оборванного провода, младшего сержанта Николая Сердюкова, закрывшего амбразуру вражеского дзота, лётчика Виктора Рогальского, совершившего воздушно-наземный таран, медсестры Анны Бессчастновой, вынесшей с поля боя сотни раненых, охваченного пламенем красноармейца Михаила Паникахи, бросившегося под немецкий танк.