Дружить музейными домами ("Волгоградская правда" от 16 марта 2011 г.)
Дружить музейными домами ("Волгоградская правда" от 16 марта 2011 г.)
В память о судьбоносных событиях Второй мировой войны в Кане открыт крупнейший в Западной Европе Мемориальный музей мира.
Этот культурный центр, как уже сообщала "Волгоградская правда", будет "дружить" с Мамаевым курганом и музеем-панорамой "Сталинградская битва".
Подробности мы узнали у председателя областного комитета по культуре Виктора Гепфнера, который участвовал в подписании соответствующего соглашения в составе волгоградской делегации во Франции.
У российского и французского мемориалов много общего. Оба посвящены грандиозным и кровопролитнейшим сражениям, затронувшим миллионы судеб.
– Цель музея в Кане – показать ужасы войны, чтобы они никогда не повторились, – рассказал Виктор Гепфнер. – Музей поражает оригинальностью коллекции и нестандартными методами ее презентации. Экспозиции охватывают разные исторические события, в том числе и периода холодной войны, причем происходившие не только во Франции.
– Виктор Петрович, какой западный культурный опыт вам показался наиболее интересным и может быть востребована Волгограде?
– Во-первых, мы увидели пример успешного государственно-частного партнерства в сфере культуры. Музей в Кане построен на деньги муниципалитета. А за тем передан в управление частной компании, которая обязана его развивать. Этот опыт в какой-то степени может быть полезен и в России, ведь в нашей стране происходит серьезное реформирование бюджетного сектора. Кроме того, нас поразила уникальная система педагогической работы с детьми в западном музее. Его в обязательном порядке посещают школьники. Мы видели там буквально толпы молодежи.
– Да, для России теперь это необычно.
– Экскурсии для западных школьников, как правило, интерактивные, с использованием современных технологий, наглядности. Например, передвижения войск прослеживаются по электронным картам. В экскурсию входит просмотр видеороликов в кинозале. Есть компьютерные классы свободного доступа, аудиогиды на семи языках.
– Чувствуется ли другая ментальность?
– Посетители там более раскрепощены. Человек может сесть прямо на пол и что-то записывать в блокнот, и никого это не смущает. С другой стороны, музей очень бережно и доброжелательно относится к гостям. В Кан приезжают группы со всей Франции, и для них предусмотрен ночлег в гостинице. Отлично налажена реализация сувенирной продукции, есть даже майки и кружки с символикой советских войск.
– Как в Музее мира трактуется роль России во Второй мировой войне?
– В экспозиции отражена мысль о том, что каждая из стран заплатила свою цену за победу над нацизмом. Экскурсии начинаются с того, что Советский Союз внес решающий вклад в победу над гитлеровской Германией. Есть и раздел, посвященный Сталинградской битве, с экспонатами, привезенными из нашего города. Например, это осколки кирпичной стены Дома Павлова.
– А в чем интерес западного партнера по культурному сотрудничеству с нашим регионом?
– В ходе переговоров дирекция Канского мемориала демонстрировала большую заинтересованность в контактах с Волгоградом. Возьму на себя смелость предположить, что мы им нужны больше, чем они нам. Музей-заповедник Мамаев курган и музей-панорама "Сталинградская битва" сохраняют для потомков память о беспрецедентных исторических фактах и вызывают интерес во всем мире. В Кане это прекрасно понимают.
– Какие шаги культурного обмена планируются?
– Как сказал директор Канского Мемориала Стефан Гримальди, в 21-м веке любой школьник может закачать в свой ай-фон экспозиции десятка музеев и "ходить" только на виртуальные экскурсии. Но Интернет никогда не заменит коллективного сопереживания, эмоционального восприятия исторической информации, такая атмосфера создается в музее. Даже вот какая мелочь: в зале, где идет речь о зимней военной кампании, довольно прохладно, ведь там специально устанавливают низкую температуру.
Вместе с европейскими учеными и музейщиками мы хотим искать адекватные подходы в сохранении исторической памяти, укреплении связи поколений. Планируется обмен выставками, стажировками музейных работников, научными симпозиумами, опытом привлечения в музей посетителей, особенно молодежи.
Юлия Гречухина
"Волгоградская правда" от 16 марта 2011 г.