Панорама Сталинградской битвы отмечает 35-летие со дня открытия
Панорама Сталинградской битвы отмечает 35-летие со дня открытия

8 июля 35 лет со дня открытия
отметит панорама Сталинградской битвы. Над этим грандиозным сооружением
трудились тысячи людей: художники, ткачи, архитекторы, проектировщики,
историки. Сегодня панорама – это часть историко-архитектурного ансамбля
Волгограда.
200 дней и ночей они вместили в 120 квадратных метров полотна. И, кажется, не
пропустили ни одного снаряда, не забыли ни одного товарища и дали вечность тем,
кто теперь живет лишь в этой картине.
Во время Сталинградской битвы в
городе работало несколько бригад художников, в том числе и военные. Они не
рисовали вымышленные пейзажи и не придумывали героев. Они все видели своими
глазами. Среди них были Андрей Бантиков и Геннадий Прокопинский.
Светлана Аргасцева, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника
«Сталинградская битва»: «Оба они приезжали в Сталинград в 1942–1943 году и
делали свои зарисовки замерзшими на морозе руками. Здесь особо портретных
сходств нет. Но к моменту росписи Прокопинский умер, и поэтому в дань уважения
художники решили нарисовать именно его. Вот этой маленькой сценой художники нам
рассказали о том, что все-таки главным материалом историческим для создания
такого полотна для них послужил именно военный фронтовой рисунок, сделанный
здесь, в Сталинграде, в 1942–1943 году».
На холсте всего один шов, и разглядеть его невозможно. Полотно панорамы объединяется в кольцо, словно символизируя одноименную операцию, в ходе которой были разгромлены немецко-фашистские войска. Операция «Кольцо» и в идее рисунка, и в качестве исполнения. Панорама перекрыта без опоры. Холст держат два обруча – сверху и снизу. Чтобы расписать такое вибрирующее от натянутости полотно, на каждый погонный метр картины вешали грузы. Мало кто знает, но и сегодня у панорамы есть свои секреты. Пятно, скрытое от глаз наблюдателя оно показывает чистоту полотна.
Обзор 360 градусов. Горизонт на уровне глаз. В основе сюжета – один день Сталинградской битвы, 26 января 1943 года. Это полотно художники на месте создавали 1 год и 4 месяца. Предшествовало 30 лет подготовительной работы. Макет был меньше в три раза. Чтобы перенести изображение, использовали проектор».
Полотно уже в панораме создавали семь военных художников студии имени Грекова: Георгий Марченко, Николай Бут, Виктор Дмитриевский, Федор Усыпенко, Петр Мальцев, Марат Самсонов. По сути, это семь картин, и каждая – видение отдельного мастера. Однако простому человеку не отличить, где заканчиваются границы одного рисунка и начинаются образы другого. Вес полотна вместе с нанесенными красками больше 2,5 тонн. «Сталинградская битва» – одна из крупнейших действующих панорам мира. И самая большая в нашей стране.
Раиса Касьян, жительница Димитровграда: «Я счастливый человек, что я в жизни увидела такую красоту. Такого я никогда не видела».
Татьяна Буханевич, жительница Волжского: «Впечатление от увиденного очень сильное. Эмоции просто на самом высоком уровне. Впечатляет абсолютно все. Кажется, ты находишься в центре событий. Все как живое, и сердце учащенно бьется».
В операции «Кольцо» удар по противнику советские войска нанесли сначала с западного направления, а затем с южного. Таким образом, силы врага оставались в разных частях, и шансов у них не оставалось. Именно этот момент изображен на полотне: встреча двух армий – главный композиционный центр. Сталинградская битва стала самой продолжительной и самой ожесточенной среди сражений мировой истории. Она развернулась на территории в 100 тысяч квадратных километров. Чтобы все это передать максимально достоверно, художники использовали прием смещения времени и пространства. Так они открыли окно в прошлое для будущих поколений.
Виктор Дмитриевский, народный художник РСФСР: «Каждый раз невольно вспоминаешь тот день, когда впервые в 50-х годах попал сюда, в Сталинград. Это была пустыня и развалины. Первое, что я увидел на привокзальной площади, раскаленное солнце и блеск Волги. Я не помню, чтобы были деревья. И ветер с песком. И вот теперь даже с трудом верится, что это могло быть. Материал я собрал, и вот теперь, просматривая часто этюды, свои вспоминаешь об этом, рукой проводишь, а он весь в песке».
Все эскизы редактировали военные
консультанты. Создавая полотно, признаются художники, в какой-то миг они совсем
забыли о своих личных проблемах.
Николай Бут, народный художник РСФСР: «Подвиг наших воинов в Сталинградской
битве – это настолько великое проявление духа, что, когда мы соприкоснулись с
этим, то здесь уже ушли на второй, на третий план какие-то личностные
отношения. Перед нами был подвиг, необыкновенный по масштабам, по силе».
Масштаб поражает. На полотне
изображены 2732 фигуры, 112 танков, 26 самолетов, 40 автомашин и 2 лошади.
Особая роль здесь и у пейзажа. Лучи заходящего солнца почти не проникают в
расположение вражеской группировки. Они заслонены свинцовыми тучами, дымом,
гарью. Такой колористический прием лучше слов передает атмосферу.
Иван Харченко, житель Нижнего Новгорода: «Увидеть, как все происходило. Было
интересно про войну узнать. Тем более, в таком значимом месте».
Тамара Коваленко, жительница
Нижнего Новгорода: «Работа большая, очень правдивая, и слезы».
Изображены на полотне и те, кто воевал именно на Мамаевом кургане. На восточных
склонах базировалась 284-я дивизия. В ее составе был и знаменитый снайпер
Василий Зайцев.
Татьяна Приказчикова, ведущий научный сотрудник музея-заповедника
«Сталинградская битва»: «Он изображен здесь, на полотне, за работой в белом
маскировочном халате. Василий Григорьевич был в качестве почетного гостя на
открытии панорамы 8 июля 1982 года и видел себя, изображенным на полотне».
Когда в 1944 году объявили открытый конкурс на эскизный проект по восстановлению Сталинграда, в нем принимали участие и профессиональные архитекторы, и все желающие. Проекты присылали даже с фронтов, и в большинстве из них фигурировала именно панорама. Разместить ее хотели на Мамаевом кургане. Но в 1963 году, когда макет панорамы был уже полностью готов, Вучетич от этой идеи отказался. И спустя пять лет она нашла свое место здесь, рядом с руинами мельницы и легендарным Домом Павлова».
Архитектурный замысел мемориального ансамбля построен на драматическом контрасте руин мельницы и современного здания. И сегодня панорама Сталинградской битвы – это храм истории. Храм, который вырос благодаря подвигу.