Размер шрифта Цветовая схема
RU

Шишкин Валентин Васильевич

Небо войны 1941-45 гг. позвало за штурвалы истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков и легендарных ПО-2 тысячи юных парней и девушек Советского Союза. Днем и ночью, летом и зимой, в любую погоду, сталинские соколы громили сильного и жесткого врага. Громили в небе и на земле. Кто из нас не восхищался подвигами выдающихся советских летчиков. Имена Покрышкина, Кожедуба, Амет-Хана, Сафронова, братьев Глинки, Ворожейкина, Гастелло, Маресьева и многих других известных пилотов вызывают чувство законной гордости за нашу славную авиацию. Они стали символом отваги и героизма.

В то же время, наряду с ними, были и тысячи безвестных летчиков и воздушных стрелков, павших в воздушных боях, имена которых никто никогда не узнает и не вспомнит, кроме их родственников. Именно эти летчики и воздушные стрелки кое-как подготовленные, плохо обученные, почти не имевшие никакого летного опыта, не говоря уже о боевом, тысячами своих тел накрыли и, в конце концов, погребли авиацию Германии.

О летчиках одного из рядовых штурмовых авиационных полков, прошедшего боевой путь от Москвы, а затем Сталинграда до Берлина, мне и хотелось бы рассказать. О рядовом 618 штурмовом авиационном полке, в котором воевал и погиб в бою мой отец, Шишкин Валентин Васильевич, помощник командира авиаполка по воздушной и стрелковой службе (ВСС).

Шишкин В.В. родился 6 января 1921 г. в деревне Паново, Веневского района, Тульской области, что находится в 20 км от старинного русского города Кашира.

После окончания 7 классов Шишкин В.В. стал жить и работать в городе Москве, где жили его родственники.

В Москве закончил без отрыва от производства аэроклуб и в мае 1940 г. был зачислен курсантом Радзеховской военно-авиационной школы пилотов (ВАШП) Киевского особого военного округа. Там же принял воинскую присягу.

В ноябре 1940 г. переведен курсантом в Энгельсскую ВАШП Саратовской обл., готовящей пилотов на средние бомбардировщики (СБ).

В связи с началом боевых действий обучение в ВАШП было сокращено и 22 июля 1941 г. приказом №055 по Энгельской ВАШП Шишкин В.В., как закончивший обучение, откомандирован в распоряжение Западного военного округа в качестве военного пилота самолета СБ с присвоением воинского звания сержант. Надо отметить, что в начале 1940 года , в соответствии с приказом наркома обороны СССР Тимошенко , выпускникам авиационных школ стало присваиваться не офицерское, а сержантское звание. Общий налет Шишкина В.В. с вывозными и провозными составил в это время всего 13 ч 20 мин.

26 ноября 1941 г. приказом № 0197 по Московскому военному округу Шишкин В.В. назначен пилотом 706 ближнебомбардировочного полка (ББАП). Полк вел боевые действия в районе Москвы на самолете Р-5.Так как летчики на самолете Р-5 совершали боевые вылеты только в ночное время, а Шишкин В.В. такого опыта не имел, то до участия в боевых действиях его, конечно, не допускали.

Вскоре был вновь направлен на учебу и, согласно учетно-послужной карточке, по переписи 20.07.1942 г., является слушателем Краснодарского объединенного военного авиационного училища, а затем в сентябре 1942 г. зачислен пилотом в 618 штурмовой авиационный полк, где и начал свою боевую деятельность.

618 авиационный полк согласно шифротелеграмме командования ВВС Красной Армии начал формироваться 15 ноября 1941 года на станции Тоцкое Оренбургской области и вначале назывался 618 авиационный полк ночных бомбардировщиков. В период формирования полк состоял из двух авиаэскадрилей с 20 самолетами Р-5.

Самолет Р-5 (разведчик) конструкции Поликарпова представлял из себя биплан смешанной конструкции и был принят на вооружение РККА в 1928 году. Р-5 применялся в частях ВВС с 1931-1937 гг. как разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик. В 1930 году на международном конкурсе разведчиков-бомбардировщиков в Тегеране самолет Р-5 был признан лучшим. К началу боевых действий в 1941 г. самолет считался устаревшим и использовался, в основном, в аэроклубах и авиационных школах для обучения молодых пилотов.

В войне 1941-45 гг. самолеты Р-5, как правило, использовались в качестве легких ночных бомбардировщиков и связных самолетов. Он имел максимальную скорость у земли 249 км/ч, дальность полета - 1000 км, потолок - 6640 м. Вооружение экипажа самолета из двух человек составляло два пулемета "ШКАСС" винтовочного калибра 7,62 мм. Бомбовая нагрузка 500 кг. В 30-е годы было выпущено 6828 самолетов Р-5. Поэтому и было принято решение восполнить огромные потери материальной части ВВС, понесенные в 1941 году, этими, технически устаревшими, самолетами.

19 марта 1942 года полк, в составе 20 самолетов Р-5, под командованием полковника Андреева, перебазировался на аэродром Кряж (район г. Куйбышева), а 30 марта 1942 г. перебазировался на аэродром Спаск-Загорье (район Малоярославца Калужской области) и в составе 213-й ночных бомбардировщиков авиационной дивизии (НБАД) начал боевые действия в районе Москвы как 618 ночных бомбардировщиков авиационный полк (НБАП). Полк также базировался и на аэродроме Киржач, Владимирской области.

Вначале полк производил бомбардировку целей противника на подступах к столице днем и ночью. При действиях днем эти самолеты несли большие потери. В дальнейшем экипажи этих самолетов вылетали на боевое задание только в темное время суток и наносили бомбардировочные удары по сосредоточениям войск противника. Действуя в сложных метеорологических условиях, самолеты Р-5 широко применяли зажигательные бомбы, чтобы заставить противника покинуть опорные пункты и зимние помещения, изнурить его и уничтожить. Эффективность действия ночных ударов, по данным захваченных у противника документов и показаниям самих немцев, была достаточно высокой. От ночных ударов авиации противник нес значительные потери, кроме того, ночные удары оказывали воздействие на моральное состояние вражеских солдат и офицеров.

В течение всей ночи экипажи самолетов Р-5 через неравные промежутки времени, с разных высот и направлений сбрасывали на логово врага фугасные и зажигательные бомбы, не давая тем самым ему возможности для нормального отдыха.

Директивой от 16 февраля 1942 г. Ставка ВГК потребовала от главного командования Западного направления мобилизовать все силы Калининского и Западного фронтов для разгрома группы немецких армий "Центр" в районе Ржева и Вязьмы.

Для содействия войскам Западного фронта в разгроме юхновской группировки противника было принято решение десантировать четвертый воздушно-десантный корпус в район западнее Юхнова. За период с 16 по 24 февраля 1942 г. было произведено 612 самолетовылетов, выброшено в тыл врага 7373 человека преимущественно со стрелковым вооружением. В результате отсутствия опыта в проведении десантных операций, плохих погодных условий, нехватки самолетов и несогласованных действий десантирование производилось мелкими группами и должного результата не приносило. Наступление не принесло успеха, более того, 17 февраля 1942 г. противнику удалось замкнуть кольцо вокруг советской группировки войск.

Летчики 618 НБАП выполняли боевые задачи по обеспечению войск кавалерийского корпуса генерала Белова и воздушных десантников полковника Казанкина, дравшихся с врагом в окружении в районе городов Вязьма-Юхнов.

В данном районе благодаря поддержке авиации наши войска действовали до конца июня 1942 г. и за это время уничтожили сотни гитлеровских солдат и офицеров, большое количество боевой техники.

Пройдя по тылам противника более 600 км, войнами этой группировки советских войск, было освобождено 220 населенных пунктов.

Осуществляя поддержку окруженных войск 618 НБАП выполнили 161 боевой вылет в которых сбросили 6680 кг авиабомб, вывезли 25 раненых, перевезли 9940 кг грузов военного назначения.

В ходе выполнения боевых заданий полк потерял 18 самолетов Р-5 и 8 летчиков.

17 июня 1942 г. в связи с большими потерями самолетов и летного состава, полк был выведен из боев и убыл с Западного фронта в город Куйбышев, где вошел в состав 1 западной авиационной бригады (1 ЗАБ).

Здесь полк был переформирован и получил название 618 штурмовой авиационный полк (ШАП).

В городе Куйбышеве на авиазаводе №18 полк получил на вооружение новые одноместные самолеты ИЛ-2.

ИЛ-2 - первый в мировой практике бронированный самолет-штурмовик. Один из основных боевых самолетов советских ВВС в годы Второй мировой войны.

В 1941-41гг. выпускался в одноместном варианте без воздушного стрелка, и из-за отсутствия истребителей сопровождения потери этих самолетов были велики.

В начале войны боевая жизнь летчика-штурмовика составляла в среднем 6-7 боевых вылетов, а в некоторых полках всего 3-4 вылета. Для сравнения: средняя живучесть летчика-истребителя во время войны время составляла - 64 боевых вылета; бомбардировщика - 48. Поднимаясь в воздух для сопровождения штурмовиков, летчик-истребитель имел шансов вернуться из боя в 9 раз больше, чем сопровождаемый им летчик-штурмовик. Не случайно, из 65 советских летчиков награжденных двумя медалями «Золотая Звезда», летчики штурмовики занимают первое место - 27 человек ,затем истребители -26 человек, бомбардировщики - 10 человек. Звание Героя получили – штурмовики -860 чел ,истребители -836, бомбардировщики - 203.

Приказом Наркома Обороны от 19.08.41 г. был введен новый порядок награждения летчиков за успешные боевые вылеты. В соответствии с этим приказом летчики штурмовой авиации представлялись к боевой награде и получали денежную премию в размере 1000 рублей за 10 успешных боевых вылетов днем или 5 боевых вылетов ночью. За последующие 10 вылетов летчик штурмовик мог быть представлен ко второй боевой награде и к денежной премии в размере 2000 рублей. К представлению на звание Героя Советского Союза пилот ИЛ-2 имел право после 30 успешных боевых вылетов днем или выполнения 20 боевых заданий ночью. Кроме того, летчики штурмовой авиации представлялись к правительственной награде и к премии в размере 1500 рублей за 2 лично сбитых немецких самолета. За 5 сбитых самолетов противника пилот ИЛ-2 представлялся ко второй правительственной награде и к денежной премии в 2000 рублей. За 8 лично сбитых самолетов летчик-штурмовик представлялся к званию Героя Советского Союза и к денежной премии в 5000 рублей.

В то же время этим же приказом предупреждалось, что отныне все летчики, совершившие вынужденные посадки с убранными шасси или другие действия, выводящие из строя материальную часть без уважительных причин, должны были рассматриваться как дезертиры и предаваться суду Военного трибунала.

Подготовка летчиков-штурмовиков к ведению боевых действий в запасных полках была явно недостаточной. Невозможно было за два неполных месяца качественно обучить летчика должным образом управлять новым для него самолетом, освоить приемы воздушных боев и штурмовки на данном типе самолета. Тем более, что в то время еще не было методических наработок по практическому применению ИЛ-2 в боях.

Так, из 22 авиаполков, подготовленных в действующую армию, только экипажи 4-х полков прошли обучение на боевое применение штурмовой авиации. Остальные полки полетов на боевое применение не выполняли. При этом около 77% летного состава опыта боевой работы не имели.

Дело в том, что в это время наблюдалась острая нехватка квалифицированных командных и преподавательских кадров в запасных авиачастях. Текучесть командного состава 1 ЗАБ была такова, что командиры и их штабы в ЗАП обновлялись по одному - два раза в течение года, а отдел боевой подготовки 1 ЗАБ обновлялся в течение года в полном составе три раза.

После получения новых самолетов полк на аэродроме Бобровка (район г. Кинель, Куйбышевской области) в составе 43-го ЗАП первой ЗАБ продолжил переформировку, обучение навыкам вождения штурмовика молодых летчиков. Наскоро подготовив пилотов и дав им по 3-4 часа налета, 15 августа 1942 года 618 ШАП под командованием полковника Андреева вылетел на Сталинградский фронт, где вошел в состав 228 штурмовой авиационной дивизии (ШАД) 8 ой Воздушной армии генерала Хрюкина.

Пройдя курс ускоренной подготовки, летчики плохо умели летать в строю, бросать бомбы, стрелять, что, конечно же, не могло не сказаться в ходе дальнейших боевых действий.

Прибыв на Сталинградский фронт, полк стал базироваться на аэродромах: совхоз "Сталинградский", Большая Ивановка, Пролейская, имея в строю 20 исправных самолетов ИЛ-2.

В это время на усиление 8 ВА Ставка ВГК направила 23 авиационных полка - в общей сложности около 450 самолетов.

Обстановка под Сталинградом в середине августа 1942 г. оставалась крайне напряженной. Гитлеровские войска находились в 60-70 км от города на западе и в 20-30 км на юге. Соотношение сил на земле и в воздухе все еще было в пользу противника. В авиации враг превосходил советские войска в 2 раза, а в танках - в 4 раза.

С 15 по 20 августа 1942 г. советские войска упорно удерживали плацдарм в малой излучине Дона. Но затем врагу удалось оттеснить 4 танковую армию Сталинградского фронта, форсировать Дон и захватить небольшой плацдарм на его левом берегу. Все наши попытки ликвидировать этот плацдарм были безуспешны.

Восьмая воздушная армия с 20 по 22 августа 1942 года с целью сдерживания наступления сильной ударной группировки немецких войск в составе 14 танкового, 8 и 51 армейских корпусов ежедневно совершала по 500 самолетовылетов. В жаркие дни боев на каждый штурмовик приходилось по два боевых вылета.

23 августа 1942 г. группа из 9 самолетов ИЛ-2, 618-го ШАП ведомая командиром Ковалевым, получила задачу уничтожить переправу противника через р. Дон на участке ниже Акатов-Калачики.

К указанной цели группа подошла на высоте 800 м., зайдя с тыла под углом 45 градусов к переправе, штурмовики с первого захода уничтожили вражескую переправу. Прямым попаданием бомб летчик Андрюшин взорвал на переправе 2 бензозаправщика.

За короткий промежуток времени, 19 дней, полк совершил 73 боевых вылета на бомбардировку и штурмовку врага, в ходе которых уничтожил 11 танков, 6 орудий полевой артиллерии (ПА), 3 зенитных установки, 160 автомашин, 2 переправы.

К 4 сентября 1942 года полк понес большие потери: 18 самолетов и 17 летчиков. Дала знать о себе слабая лётная подготовка и отсутствие боевого опыта. В среднем летчик успел совершить 4 боевых вылета и погибал.

В связи с этим полк был вновь выведен из состава боевых частей и 9 сентября 1942 г. прибыл в распоряжение пятого ЗАП первой ЗАБ на аэродром Муханово, Кинель-Черкасского района, Куйбышевской области.

На авиазаводе №18 города Куйбышева вновь получили новые самолеты ИЛ-2, а также пополнение в количестве 29 летчиков и 56 человек технического состава.

Среди полученных на заводе №18 штурмовиков было несколько самолетов ИЛ-2 в двухместном варианте.

На новом двухместном штурмовике кабина стрелка размещалась за бронекорпусом самолета и закрывалась прозрачным фонарем, который откидывался на правую сторону. Стрелок сидел на поперечной ленте спиной к задней бронеперегородке. Вооружение стрелка состояло из одного 12.7 мм пулемета УБТ с боезапасом в 150 патронов. Со стороны хвоста воздушного стрелка защищала бронеплита в 6 мм. С боков и сверху воздушный стрелок защиты не имел. К этому надо добавить, что в связи с нехваткой алюминия хвостовая часть фюзеляжа ИЛ-2 за бронекоробкой, как и крылья самолета, изготавливались в этот период из прессованной фанеры.

Фактически воздушный стрелок на ИЛ-2 был "голым" по пояс, поскольку бронещиток в таковых условиях боев носил весьма формальный характер, т.к. пробивался боеприпасами немецких авиапушек и крупнокалиберных пулеметов. Считалось, что мощность огня УБТ в сочетании с маневром штурмовика вполне обеспечивала надежную защиту от атак истребителей противника со стороны задней полусферы. Убыль воздушных стрелков в период боев примерно в 1,5-2 раза превышала убыль летного состава. При этом, если в категории погибших количество воздушных стрелков и летчиков было примерно одинаковым, то среди категории раненых воздушных стрелков было в 2-2,5 раза больше, чем летчиков. Отчасти это соотношение объяснялось тем, что в случае ранения стрелка летчик привозил его на аэродром, а в случае ранения летчика, если он не мог управлять самолетом, погибал весь экипаж.

Запуск в массовое производство двухместного варианта ИЛ-2 не был обеспечен своевременным развертыванием учебных заведений по подготовке воздушных стрелков. Поэтому на первых порах на место воздушных стрелков сажались "безлошадные" и проштрафившиеся летчики, авиационные оружейники. Практиковалось направление в воздушные стрелки военнослужащих, осужденных военным трибуналом в штрафные батальоны и роты. В этих случаях "штрафник", чтобы искупить свою вину, должен был совершить 10 боевых вылетов на ИЛ-2 в качестве воздушного стрелка. В штурмовых авиационных полках постоянно ощущалась острая нехватка воздушных стрелков. Например, в шестом ШАК РВГК (резерве Верховного Главнокомандующего), данные на 21.04.43 г., некомплект воздушных стрелков составлял 44% штатного состава.

Прибывающие на укомплектование штурмовых полков воздушные стрелки не умели пользоваться парашютом, в воздухе ни разу не были, имели слабые знания как теории воздушной стрельбы, так и материальной части пулемета УБТ. Стрелять из пулемета в своем большинстве не умели; на земле - плохо, в воздухе - вообще не стреляли. Поэтому опыт приобретался в бою, ценой человеческих потерь. Почти никто из молодых летчиков и воздушных стрелков не имел практики стрельбы по воздушным целям и отражения атак истребителей, как одиночно, так и в группе. В конце 1942 года средний налет одного летающего на ИЛ-2 летчика не превышал 6-8 часов. Максимальная скорость двухместного ИЛ-2 составляла у земли 370 км/час, а на высоте 2880км - 411 км/час. Нормальная бомбовая загрузка 200-300 кг.

Кроме пулемета воздушного стрелка, штурмовик имел две 23 мм крыльевые пушки ВЯ-23 с 200 снарядами на каждой и два 7,62 мм (винтовочного калибра) крыльевых пулемета ШКАС с 750 патронами на каждый. Под крыльями самолета подвешивались восемь реактивных снарядов (РС)-82 мм или четыре РС-132 мм. Самолет имел дальность полета 685 км и потолок 6000 метров.

До конца войны было выпущено 36154 самолета ИЛ-2 обоих вариантов. Для сравнения: истребителей ЯК-9 - самых массовых истребителей войны было выпущено 16769 самолетов, а истребителей ЯК-3 - признанного лучшим истребителем Второй мировой - 4848 штук. Т.е. штурмовик ИЛ-2 был самым массовым боевым самолетом ВВС Советской Армии. В то же время необходимо отметить ,что за годы войны было потеряно 23 500 самолетов ИЛ -2. При этом в боевых условиях 12 400 самолетов ,а 11 100 ИЛ-2 потеряны в результате катастроф в воздухе, при взлете , при посадке, в результате столкновений между своими же самолетами. Подготовка летчиков была слабой.

Всего за годы войны, в основном в Куйбышевской области в 1 Запасной авиабригаде, было сформировано и направлено на фронт 356 штурмовых авиаполка, имевших на вооружении самолеты ИЛ-2.

На аэродроме Муханово, в 5 запасном авиационном полке, началось обучение молодых летчиков приемам штурмовки, бомбардирования, ведения воздушного боя, учитывая уже полученный в предыдущих боях опыт. Отрабатывалась слетанность экипажей, умение летать в строю, приемы штурмовки с "круга", защиты от вражеских истребителей "змейка", "ножницы".

Обстановка, складывающаяся на фронте, вновь не давала возможности основательной подготовки летчиков и 2 ноября 1942 года 618 ШАП , под командованием полковника Андреева , в составе 30 экипажей вновь прибыл на Сталинградский фронт, где вошел в состав 214 ШАД второго смешанного авиакорпуса 8 Воздушной армии.

19 ноября 42 г. с аэродромов Средняя Ахтуба, Абганерово, Семичная, Малая Орловка полк начал боевые действия.

Штурмовой авиационный полк этого времени, как правило, состоял из трех эскадрилий и был оснащен 30 самолетами ИЛ-2, в основном одноместных. В каждую эскадрилью входило по три звена, причем, первое звено имело 2 самолета, а остальные по 4. Количество военного персонала авиаполка составляло 200 человек, в том числе 20-30 воздушных стрелков; 33 летчика; 140-150 человек техников и оружейников.

Во время активных боевых действий аэродромы штурмовой авиации располагались в 30-40 км от линии фронта.

Как в самом Сталинграде, так и в небе над ним шли ожесточенные бои. После перехода 19 ноября 1942 г. наших войск в контрнаступление (операция "Уран") летчики 618 ШАП обеспечивали действия войск Сталинградского фронта по окружению противника. На 214 ШАД, в которую входил 618 ШАП, было возложено уничтожение тыловой силы и техники врага, а также противодействие вражеской авиации, при помощи которой немцы пытались обеспечить свои окруженные войска боеприпасами, горючим, продовольствием и другими средствами.

23 ноября 1942 г. завершилось оперативное окружение группировки немецко-фашистских войск. В котле под Сталинградом оказались 22 дивизии и более 160 отдельных частей, входящих в состав шестой и частично четвертой танковой немецких армий. Командование группы немецких войск "Дон" решило предпринять попытку деблокирования шестой армии Паулюса. Утром 12 декабря 1943 г. две танковые дивизии противника нанесли удар на узком участке фронта вдоль железной дороги Тихорецк - Сталинград. Им удалось прорвать оборону советских войск и к исходу следующего дня выйти в район населенного пункта Верхне-Кумского.

Советская авиация нанесла бомбоштурмовые удары по наступающим частям противника.

12 декабря 1942 г. группа из 6 самолетов ИЛ-2, в которую входил Шишкин В.В., ведомая майором Солдатовым, нанесла бомбоштурмовой удар, по обнаруженной до этого ст. лейтенантом Битюковым цели в районе населенного пункта Варапоново, овраг Песчаный. К цели группа штурмовиков подошла на высоте 800 м со стороны солнца и сразу же атаковала скопление автомашин и живой силы противника, а затем, замкнув круг, уничтожила противника с круга пятью заходами. В это день не вернулся с боевого задания летчик, сержант Артемьев Леонид Павлович,1922 г.р., уроженец гор Тюмени.

13 декабря 1942 г. полк вел напряженную боевую работу по уничтожению танков и мотопехоты противника, прорывавшихся к окруженной группировке врага из района Котельниково. Передовые колонны этой группы немецких войск уже были на расстоянии 32 км от окруженных, заняли населенный пункт Громославка.

Штурмовики полка группами по 6-8 ИЛ-2 обрушивали штурмовые удары по этим колоннам. Обнаружив колонну, ИЛы шли параллельно ей на удалении 10-12 км от дороги. Зайдя в голову колонны, в кильватерном строю группа ИЛ-2 штурмовала колонну. Такой метод давал возможность выйти на цель внезапно: от первых же ударов по "голове" колонны вся колонна остановилась, и штурмовики 2-3 раза заходили, прицельно поражая цели. Как правило, в таком случае противодействие противника организованно не было.

19 декабря 1942 года в ходе штурмовки вражеских позиций в районе ж.д. станции Челеково и балки Неклинская были сбиты самолеты летчиков Старикова и Черного. Самолет Старикова взорвался в воздухе, летчик погиб.

Поврежденный штурмовик лейтенанта Черного произвел вынужденную посадку на территории врага. Его ведомый летчик, сержант Новиков, на своем самолете произвел посадку на месте приземления Черного и, взяв его в свою машину, под огнем противника взлетел, а затем доставил своего боевого товарища на свой аэродром. Впоследствии Новиков Павел Ильич 1918 г.р. уроженец Ростовской обл., 28 марта 1944 года при перегоне самолетана аэродроме Разбойщина, Саратовской обл. при взлете с зимней полосы, когда его ИЛ -2, проломив лед, попал в яму, он, Новиков, уже командир эскадрильи, резко вырвал самолет вверх. В результате этого самолет скабрировал, а затем свалился на крыло и врезался в землю. Летчик погиб. Похоронен в ст. Разбойщина, Саратовской обл. К моменту гибели Новиков П.И. был награжден медалью «За Отвагу», орденами «Красной звезды» и «Отечественная война» 2 степени.

25 декабря 1942 г. три самолета ИЛ-2 (одноместный вариант) вылетевшие с аэродрома Средняя Ахтуба ведущий майор Солдатов, ведомые: лейтенант Надточий и сержант Шишкин, возвращаясь с боевого задания в районе 4-6км южнее Заготской, атаковали 6 самолетов противника Ю-87, которые в это время бомбили наши наземные войска. Атака штурмовиков была поддержана истребителями сопровождения из 437 ИАП. В результате внезапной атаки летчик Шишкин В.В. сбил один Ю-87 а один Ю-87 был сбит летчиком 437 ИАП мл. лейтенантом Филипповым.

28 декабря 1942 г. группа штурмовиков из 6 ИЛ-2, ведомая майором Солдатовым, и в которую входил самолет Шишкина, вылетела на уничтожение танков и мотопехоты в районе ж.д. станции Дубовское. На станции ведущий обнаружил скопление вражеских эшелонов, груженных танками и войсками. Майор Солдатов отдал приказ атаковать их. С разворотом 90 градусов группа обрушилась на эшелоны. Вражеские зенитки открыли по группе наших самолетов ураганный огонь.

Ведущий майор Солдатов подал команду двум штурмовикам подавлять огонь зениток, а остальные 4 самолета сделали еще 3 захода и подожгли 3 эшелона, уничтожили до 200 солдат и офицеров противника, до 10 автомашин. Прямым попаданием снаряда ЗА противника был сбит наш самолет лейтенанта Егорова Георгия Федоровича 1914гр. уроженца Сталинградской обл., Перелазовского района, хутор Вязовский. Летчик погиб.

Основным аэродромом посадки транспортных самолетов противника под Сталинградом был аэродром "Питомник".

12 декабря 1942 года группа самолетов 618 ШАП в составе 6 ИЛ-2, ведомая командиром авиаэскадрильи ст. лейтенантом Битюковым, в плотном строю подошла к указанному аэродрому на высоте 100 м, зашли со стороны солнца и с планирования обрушили свой боезапас на стоявшие на аэродроме самолеты и зенитную артиллерию противника.

При выходе из атаки ведущий Битюков увидел, что к аэродрому "Питомник" подходят 6 немецких транспортных самолетов ХЕ -111. Была подана команда атаковать вражеские самолеты. Каждый летчик выбрал себе по одному самолету и атаковал его.

В результате атаки были сбиты 4 транспортных самолета противника. 6 самолетов ХЕ-111 были уничтожены на земле. В этом бою наши летчики потерь не понесли.

В период с 14 января по 15 апреля 1943 г. группы штурмовиков 618 ШАП наносили бомбардировочно-штурмовые удары по отходящим войскам противника на рубеж обороны реки Миус, Северный Донец, базируясь на аэродромах Абганерово, Семичная, Малая Орловка, Новочеркасск. В это время, с января 1943 года и уже до конца войны, с небольшими перерывами, 618 ШАП командовал вначале капитан, а затем майор, Прохода Иван Тихонович, который уцелел в огне боев. Был награжден орденами «Александра Невского», двумя орденами Красного Знамени, орденами «Отечественной войны» 1 степени и «Красной звезды».

В боях за Сталинград летный состав полка приобрел опыт боевой работы. Но наряду с хорошими результатами были и недостатки.

Слабо подготовленные молодые летчики над целью часто отрывались от группы и становились жертвой вражеской авиации.

Беспрерывное преследование отступающих вражеских войск было затруднено тем, что аэродромный маневр штурмовиков был слабый. Штурмовики далеко отставали от немецких войск. Наземный состав полка не успевал двигаться за перелетевшими самолетами, т.к. для его перебазирования не выделялось никакого транспорта. Подобная ситуация будет наблюдаться до конца войны. Особенно это проявится в конце 1944-45 гг. на территории Польши и Германии.

На Сталинградском фронте 618 ШАП совершил 582 боевых вылета, в ходе которых на вражеских аэродромах было уничтожено 5 самолетов, в воздушных боях было сбито 7 самолетов, в ходе штурмовок уничтожено 32 танка, 276 автомашин, 46 орудий ПА и ЗА, 124 железнодорожных вагона, 2 эшелона с войсками и боеприпасами. Свои потери за этот период составляли 10 самолетов ИЛ-2 и 3 летчика.

После завершения операции по уничтожению окруженных под Сталинградом немецко-фашистских войск в апреле 1943 г. 618 ШАП под командованием майора Проходы в составе 214 ШАД был передислоцирован на Северный Кавказ, где вошел в состав 4 Воздушной Армии, которой командовал генерал Вершинин.

Шишкин Валерий Валентинович

 

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067