Размер шрифта Цветовая схема
RU

Он стоял у штурвала... ("Крестьянская жизнь" № 34 от 20 – 26 августа 2010 г.)

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения русского речника, героя Волги Ивана Семеновича Рачкова. Это был прирожденный волгарь, человек большой сметливости, напористости, любивший Волгу беззаветно и преданно.

Иван Семенович Рачков родился в 1900 году в Котово. Вся его жизнь была неотрывно связана с Волгой. Он хорошо знал волжские плесы, так как большинство котовцев ходили в лоцманах, и сам Иван был сыном лоцмана. В двенадцатилетнем возрасте Ваня уже начал свою трудовую деятельность матросом на пароходе "Лилия". В 1935 году Иван Рачков окончил Горьковский речной техникум, и был назначен капитаном старейшего на Волге судна "Гончаров". Спустя три года, И. С. Рачков был переведен на почтовый пароход "Иосиф Сталин". Это было перед самой войной, а в тяжелые дни, когда враг стоял под стенами Сталинграда, пароход вывозил жителей, эвакуированных из города. Здесь Иван Семенович Рачков проявил себя одним из лучших капитанов Волги.

Когда началась война, речной флот перевели на военное положение. Враг подошел к Сталинграду. На город стали налетать бомбардировщики, сбрасывая бомбы на промышленные объекты и жилые кварталы. Все вокруг охватывало огнем и дымом. Люди толпами, с узлами и детворой, сбегались на берег Волги, чтобы переправиться в пойму, подальше от бомбежек.

Поступила команда начать эвакуацию из города госпиталей, учреждений, раненых бойцов и гражданского населения. Весь речной транспорт сновал от берега к берегу, а количество пассажиров, ждущих переправы на левый берег, не уменьшалось. На причалах стояли шум и гвалт. А в небе с диким воем кружились вражеские самолеты, сбрасывая бомбы на речные переправы. Когда они падали в воду, то поднимали огромные водяные столбы. Волга будто кипела. Суда бросало из стороны в сторону, валило на бок.

Было страшно, но переправлять раненых, которых становилось все больше и больше, было необходимо. Особенно страшным был день 23 августа 1942 года. На город налетели сотни фашистских стервятников, обрушили на него тысячи бомб. В Сталинграде вспыхнул пожар, один за другим рушились, словно карточные домики, здания, плавился асфальт, а сильнейший ветер только раздувал пламя.... В считанные минуты город превратился в груду развалин. Но борьба продолжалась, защитники Сталинграда стояли насмерть. Отступать было некуда – позади Волга. Фашистские самолеты все продолжали кружить над пылающим городом. И в таком пекле речники продолжали свою огненную навигацию. Санитары – молодые девушки в военной форме – носили раненых на пароходы и укладывали их рядками на палубе. А на берегу возле пристани – толпа народа. Женщины, дети и старики просили, умоляли перевезти их на другой берег. Было очень душно, пахло дымом и гарью.

Не один рейс совершил в Сталинград пароход "Иосиф Сталин", возглавляемый капитаном Рачковым. Сотни раненых вывез он из Волжской крепости, доставил много продовольствия и боеприпасов в горящий, но не покоренный Сталинград.

Среднего роста, добродушный, но в то же время строгий и требовательный, капитан Иван Семенович Рачков был душой экипажа. Ранним августовским утром сорок второго пароход "Иосиф Сталин" встал на якорь у левого берега Волги напротив завода "Красный Октябрь". В свой последний рейс экипаж судна принял на борт женщин, детей и стариков, эвакуируемых из горящего Сталинграда. А в ночь на 27 августа 1942 года капитану Рачкову был вручен приказ следовать в Куйбышев. Такой же приказ получили капитаны парохода "Михаил Калинин" и теплохода "Парижская Коммуна".

Иван Семенович Рачков усиленно готовил команду судна к сложному заданию: рассказал о предстоящем рейсе в Куйбышев, поставил конкретные задачи перед членами экипажа, затем выслушал информацию механика о техническом состоянии судна, о полной готовности к действию противопожарных средств, и средств спасения людей на воде. Особо капитан обратил внимание команды на то, чтобы не поддаваться панике в случае осложнения обстановки.

Все три пассажирских судна снялись с якорей и взяли курс вверх по Волге. Впереди, соблюдая между собой безопасную дистанцию, шли "Михаил Калинин" и "Парижская Коммуна". Пароход "Иосиф Сталин" замыкал этот караван. Немцы к этому времени вышли на берег реки в районе Акатовка – Рынок. Их орудия простреливали Волгу на всю ее ширину.

Когда суда проходили мимо этого места, они подверглись обстрелу противника. "Михаил Калинин" и "Парижская Коммуна" на полном ходу проскочили опасную зону, хотя и получили некоторые повреждения. Идущий позади пароход "Иосиф Сталин" стал беззащитной мишенью для пристрелявшихся артиллеристов врага, раздосадованных выходом первых судов каравана из зоны поражения. На гражданское судно обрушился ураганный огонь. На пароходе вспыхнул пожар. Горели просушенные солнцем деревянные палубные надстройки, на палубе слышались стоны раненых, крики детей. Над Волгой раздался сигнал бедствия.

Положение парохода "Иосиф Сталин" стало гибельным, когда один из тяжелых снарядов попал в машинное отделение и вывел из строя механизм подачи воды, так что тушить пожар было нечем, хотя командой и принимались все меры к спасению судна. Спасательная группа в труднейших условиях помогала попавшим в беду женщинам и детям.

Изуродованный вражескими снарядами, горящий пароход медленно дрейфовал вниз по течению реки. Фашисты не прекращали вести огонь по нему до тех пор. пока пароход не скрылся за поворотом. Многие женщины и дети погибли на нем от обстрела и пожара. Люди были вынуждены бросаться в реку. Над Волгой стоял страшный стон плававших в ночной темноте и потерявших надежду на спасение людей.

Невзирая на смертельную опасность, капитан И.С. Рачков до последней минуты продолжал стоять на мостике горящего, тонущего судна. А когда один из снарядов разорвался прямо в рулевой рубке, капитан судна получил смертельное ранение.

Пароход "Иосиф Сталин" затонул на сравнительно небольшой глубине, благодаря чему морякам удалось снять с него пятьдесят человек, большинство из которых были обожжены и ранены. На поверхности воды так и осталась видна мачта парохода с развевающимся красным флагом. Иван Семенович Рачков погиб на боевом посту, спасая людей и государственное имущество.

Так закончил свой последний рейс легендарный капитан Рачков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1943 года Иван Семенович Рачков посмертно награжден орденом Ленина. Он похоронен на площади Павших борцов в Волгограде. Имя И. С. Рачкова значится в ряду героев Сталинградской битвы на мемориале Мамаева Кургана. Именем бесстрашного капитана названа одна из улиц в Кировском районе города Волгограда. А еще имя патриота-речника, славного сына Волги, защитника Сталинграда носит и один из волжских пассажирских теплоходов.

А. Чувилева, научный сотрудник музея-заповедника "Сталинградская битва"

"Крестьянская жизнь" № 34 от 20 – 26 августа 2010 г.

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067