Размер шрифта Цветовая схема
RU

Полет фантазии и строгий расчет

Монумент "Родина-мать зовет!" – детище инженера Николая Никитина

Николай Васильевич Никитин вошел в историю прежде всего как создатель знаменитой Останкинской телебашни в Москве, которая принесла ему мировую известность. Но он также автор и других уникальных сооружений, в том числе и монумента «Родина-мать зовет!». Без Никитина «Родина-мать» никогда бы не поднялась до своего нынешнего роста и не обрела ту надежность, которой обладает сейчас.

Все началось с общежития

После успешного окончания школы в Тобольске Никитин поступил в Томский технологический институт. По окончании его в 1930 году Николай Васильевич был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза.

Его первым проектом стало четырехэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте – первое в стране здание из сборного железобетона.

В 1932 году совместно с инженером Юрием Кондратюком Никитин разработал проект ветроэлектростанции в Крыму. Станцию намечали построить на вершине горы Ай-Петри. На этом объекте Никитин впервые приступил к разработке ряда основополагающих теорий и расчетов конструкций для сооружений башенного типа, в том числе к исследованию статического и динамического воздействия ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение.

Строительство электростанции не было завершено, но теоретические и практические разработки были позже применены Никитиным при строительстве Останкинской телебашни.

Уникальные решения архисложных задач

В конце тридцатых годов Николай Васильевич участвует в самом грандиозном проекте XX века – сооружении Дворца Советов высотой 315 метров. Опыта строительства небоскребов в нашей стране еще не было, и конструкторский дар тоболяка оказался очень востребованным. Металлические конструкции фундамента будущей башни были заложены до войны, но затем их пришлось выкопать и переплавить на броню для танков. Дворцу Советов так и не суждено было стать реальностью.

Во время Великой Отечественной войны Никитин работает над проектами восстановления заводов и фабрик, эвакуированных на восток страны.

В послевоенные годы, будучи уже опытным инженером и конструктором, он участвует в проектировании здания МГУ на Ленинских горах. На момент строительства главное здание МГУ было самим высоким в Европе.

В 1967 году в Москве по проекту Н. В. Никитина была поставлена телевизионная башня, почти вдвое превышающая высоту Эйфелевой башни в Париже. Эскиз Останкинской телебашни был изготовлен в трехдневный срок.

Никитин предложил в высшей степени нестандартную и в то же время удивительно простую конструкцию. Полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров должен был стягиваться 149 вертикальными стальными тросами, размещенными вдоль внутренней поверхности ствола. Суммарное напряжение составляло 10,8 тыс. тонн. Подобная система должна была придать башне невиданную прочность и устойчивость.

Завершалась конструкция 120-метровым стальным шпилем, причем без предполагаемого раньше глубокого фундамента. При такой необычной системе в основание башни весом больше 30 000 тонн достаточно было положить относительно небольшую бетонную шайбу. В подтверждение своей правоты сам Никитин говорил: «Человек при его росте в пропорции имеет куда более слабую опору на ступни, но он при этом еще и ходит».

Железобетон для высокого искусства

Николай Никитин обладал широчайшей инженерной эрудицией, позволявшей ему решать самые разнообразные конструкторские задачи. Одной из них явилось проектирование монумента «Родина-мать зовет!». Монументальная фигура такого масштаба впервые выполнена из железобетона. Солидная бронза или благородный гранит легли бы неподъемным бременем на государственную казну. Вучетич и работающие с ним скульпторы решили превратить унылый стройматериал в сырье для высокого искусства.

Для конструктора Никитина железобетон был главным пристрастием. Он пронес верность ему, если можно так выразиться, через всю жизнь. О железобетоне неоднократно забывали и этот универсальный материал многократно "открывали" вновь, каждый раз совершенствуя его качество. Железобетону можно придать любую форму, причем с течением времени его прочность только увеличивается.

По просьбе Вучетича Никитин взялся за совершенно непривычное для себя дело, вступив в сферу чистого искусства. Знаменитый скульптор считал, что только Николай Васильевич сможет сделать расчеты. Снаружи фигура Родины-матери – полет фантазии, внутри – строгий расчет. Найденное решение было даже для Никитина настолько непривычным, что, казалось, перечеркнуло все его прежние подходы, а заодно и практику возведения монументальных скульптур.

В свободное от работы время

В 1963 году специальным постановлением Кабинета министров РСФСР Никитину разрешили собрать хозрасчетную творческую группу проектировщиков. Николай Васильевич привлек людей, за спиной которых уже был опыт проектирования высотных зданий. Лучшие инженерные умы трудились над невиданным заданием только в свободное от работы время, вся техническая разработка гигантского монумента была сделана в выходные и отпуска.

«В результате длительных поисков в статую, совершенно не считаясь с ее формой, вписывается конструкция из пересекающихся под прямым углом вертикальных стенок», — писал Никитин в докторской диссертации. Этим приемом, которого прежде никто не знал, можно было решить задачу по возведению торса. Руки, голова и развевающийся на ветру шарф были изготовлены отдельно.

Главной задачей было правильно рассчитать центр тяжести. Каркас помог расположить его в нужном месте. Кроме того, бетон стянут множеством стальных канатов, проходящих ярусами по всей длине статуи, так же как это сделано в Останкинской башне. Канаты, натянутые горизонтально, удерживают от падения широко раскинутые руки. Натяжение каждого каната составляет 60 тонн. Скульптура сделана из блоков предварительно напряженного железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций.

При проектировании главного монумента учитывали еще одну характерную особенность. Чтобы исключить крен скульптуры, она поставлена свободно на перекрытие фундаментов и не соединена с ними анкерами. При образовании наклона фигуры в любую сторону от вертикальной оси посредством гидравлических домкратов ее можно отрихтовать в нужное вертикальное положение.

Стройка строгого режима

Бетон диктовал свои тяжелые условия производства. За его приготовлением и укладкой нужно тщательно следить. Если после укладки очередной партии бетона происходит перерыв, он затвердевает и на его поверхности появляется цементная пленка, сцепление бетона будет ослаблено. Стараниями Вучетича была организована беспрерывная круглосуточная доставка бетона к месту строительства. Завод стоял в 38 км от Мамаева кургана. У водителей был ровно час, чтобы доставить бетон с завода на площадку. Ритмичность, строгий порядок обеспечили отличное качество бетона в монументе.

Бетонирование тела скульптуры производилось с внутреннего пространства, для чего в каждом ярусе в оболочке скульптуры предусматривались проемы, через которые подавались необходимые материалы и бетон. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-60 сантиметров. Внутри фигуры предусмотрены лестницы, позволяющие подняться по всей внутренней высоте скульптуры и подойти к любой части внутреннего объема, а также в голову, руки и шарфы. В диафрагмах рук и шарфов предусмотрены проемы. В руке, держащей меч, есть лаз для прохода в полость меча, где по стремянке можно подняться по всей его высоте. Монумент был закончен летом 1966 года.

Никитинские проекты отличаются высокой архитектурно-художественной и эстетической выразительностью. Николай Васильевич утверждал, что красота – понятие материалистическое: когда законы техники полностью учтены и выполнены, конструкция становится красивой.

Инженер-конструктор Никитин намного обогнал свое время не только в задуманном, но и в осуществленном. Он удостоен ряда правительственных наград, награжден Государственной, Ленинской и Сталинской премиями, имел звание профессора, доктора технических наук. Причастность Никитина к решению наиболее важных строительных проблем и сами работы оказали большое влияние на формирование отечественной инженерной школы.

Лариса Землякова, старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва»

"Волгоградская Правда" № 25, 12.02.2014 г.

 
Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067