Размер шрифта Цветовая схема
RU

Дыхание войны

Малоизвестные подробности жизни сталинградцев накануне битвы на Волге

Когда фронт еще находился за сотни километров от Сталинграда, в городе уже началась подготовка к обороне. О том, как это было, пишут мало. Как правило, авторы ограничиваются рассказом о переводе на военные рельсы промышленных предприятий, создании истребительных батальонов из рабочих. Однако накануне Сталинградской битвы в городе был проведен целый ряд, может, и не таких значимых, но столь же необходимых действий.

ДТП с участием… танков

Уже в декабре 1941 года в Сталинграде отчетливо ощущалось дыхание войны. На станции Гумрак началось строительство нового аэродрома. В город прибыли специалисты Метростроя, чтобы прорыть гигантский командный пункт-бомбоубежище. По решению Сталина подобные подземные сооружения были построены в Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове и Сталинграде. Сдать командный пункт рабочие должны были к 15 января 1942 года.

А на северной окраине тогдашним гаишникам все чаще приходилось разбирать ДТП с участием… танков. Возникла настоящая проблема!

Осенью 1941 года танковые аварии в районе Сталинградского тракторного завода происходили едва ли не раз в неделю. "Тридцатьчетверки" на полном ходу выезжали из ворот СТЗ и таранили движущиеся по дороге автомобили. 17 ноября танк раздавил грузовик 130-й ремонтной роты, 20-го - пострадала легковушка, 27-го - снова грузовой автомобиль… Во всех случаях люди получали травмы.

В докладной записке, которую пришлось тогда составлять замначальника УНКВД по милиции Сталинградской области майору Бирюкову, перечислено множество ДТП с участием Т-34.

"Все эти наезды происходят в одном и том же участке дороги по невнимательности водителей танков. Причем последние, как правило, с места происшествия уезжают и остаются для нас неизвестными", - жаловался начальству майор Бирюков.

Чтобы предотвратить дальнейшие ДТП, Сталинградский городской комитет обороны решил установить на опасном участке за счет СТЗ "электрические предупредители и необходимую сигнализацию для авто- и гужтранспорта".

"Невыездные" радиоприемники

Чем ближе подходила война к Сталинграду, тем забот у городского комитета обороны становилось больше. Возникали и совсем, казалось бы, мирные, бытовые проблемы, которые решать тоже было необходимо.

По решению ЦК ВКП(б) в первые же дни войны связисты собрали у жителей города радиоприемники. Делалось это для того, чтобы приемниками и радиопередатчиками не воспользовались шпионы и прочие вражеские элементы. В результате к июлю 1942 года на складах областного управления связи скопилось 8120 радиоприемников.

По распоряжению наркомата связи их предстояло эвакуировать в Петропавловск-Казахстанский. Но фронт приближался, времени было мало. Начальник областного управления связи Самсонов решил эвакуировать только самое ценное. "В связи с тем что все радиоприемники без упаковки и вывозка их займет большое время, считаю необходимым вывозить только исправные и неисправные, но представляющие из себя ценность…" - написал он руководству.

Совет обороны разрешил - речников обязали предоставить транспорт. Но прошел месяц, а Нижне-Волжское пароходство так и не выделило связистам место на судах. Тогда городской комитет обороны решил вывозить радиоприемники по железной дороге. Связистам должны были выделить 15 закрытых вагонов в течение пяти дней. Дело было как раз за неделю до варварской бомбардировки города…

Два миллиона консервов

14 августа 1942 года войска 62-й армии Сталинградского фронта под натиском превосходящих сил противника вынуждены были отойти на восточный берег Дона. А среди проблем, которые в этот день приходилось решать Сталинградскому городскому комитету обороны, был и вопрос о двух миллионах консервов, которые скопились на местном консервном заводе. Вывезти их из города по железной дороге или водой было практически невозможно, поскольку транспорт был занят под иные нужды.

Чтобы консервы не постигла судьба "невыездных" радиоприемников, решено было рассредоточить консервацию по Сталинграду, создав тем самым на заводах неприкосновенный фонд продовольствия. До 20 августа кладовщики СТЗ, "Красного Октября" и завода № 221 ("Баррикады") должны были принять продукцию консервного завода на хранение. Есть ее запрещалось без специального решения городского комитета обороны.

Пионеры собирали мешкотару

В середине августа 1942 года в Сталинграде начался сбор у населения мешков. Пионеров и школьников обязали ходить по домам и просить у жителей кули, мешки или другую тару, которую можно было бы наполнить песком и использовать для строительства земляных укреплений или ограждения зданий от воздушной волны при бомбардировках. Каждая семья в Сталинграде должна была сдать один-два мешка.

Тогда же заводу имени Сакко и Ванцетти, который позже стал называться заводом медоборудования, была поставлена задача срочно наладить производство самоваров. Руководство города предвидело проблему нехватки хлорированной воды, что могло привести к распространению желудочно-кишечных заболеваний. Воду для рабочих заводов решили не хлорировать, а кипятить, поэтому практически все заводы в городе срочно занялись изготовлением баков и кипятильников. Завод "Красная застава", здание которого до сих пор сохранилось на улице Гоголя, получил заказ также на 60 тыс. кружек.

Конечно, производство самоваров или сбор мешкотары - лишь штрихи, показывающие жизнь сталинградцев накануне битвы. Жители города самоотверженно трудились на заводах, выпуская продукцию для фронта, не жалея сил, строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях, ухаживая за ранеными. Но на войне не бывает мелочей, и, похоже, наши отцы и деды это прекрасно понимали.

Елена Бобылева, заведующая информационно-издательским отделом музея-заповедника «Сталинградская битва»

«Волгоградская Правда», № 168 от 31.10.2015 г.

 
Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067