Боль за погибших и радость за победу

Каким задумывалось зеленое обрамление мемориала на Мамаевом кургане
Мемориал на Мамаевом кургане появился по решению Совета Министров СССР. Согласно генплану города на его склонах предполагалось создать зеленый массив, композиционным центром которого станет проектируемый памятник.
Выразительность скульптур и скульптурных групп мемориала планировалось подчеркнуть за счет правильного использования растений и рельефа. С деревьями связаны определенные ассоциации: береза стала символом России, яблоня – один из символов Матери-Земли, дуб олицетворяет собой долголетие и силу, ива – дерево грусти и печали.
Исходя из того, что мемориал на Мамаевом кургане включает в себя братские захоронения, оформление, по мысли разработчиков, не должно было быть ярким. Уместны сосны и ели, символизирующие непрерывность бытия, бессмертие через возрождение. Растения колоновидных форм придавали бы монументу более торжественный и значимый вид. Вся композиция должна была быть подчинена тому, чтобы траурные аккорды, начинающиеся с горельефа «Память поколений», перерастали в гордость за страну и благодарность за победу.
Институт «Волгоградпроект» предложил свой вариант озеленения комплекса, по которому у специалистов из Москвы оказалось много замечаний. Коллектив Московского проектно-исследовательского бюро рекомендовал входную площадь, лестницу, горельеф «Память поколений» оформить цветами красных тонов. На земляной дамбе заменить жесткую и узкую раму в виде пирамидальных тополей на мягкое обрамление общей картины комплекса.
Этого можно было достичь посадкой деревьев свободных контуров, чередующихся в определенной последовательности. Порядок чередования массивов в этом случае подчинен не только эстетическим задачам. Не создавая монотонности, он сфокусирует восприятие на скульптуре и в жаркое время года укроет посетителей от солнца.
Оформление площади «Стоять насмерть!» предлагалось решить полностью в красных тонах и ассортимент пород подбирать так, чтобы иметь желаемый эффект в течение всего вегетационного периода – с мая по октябрь.
Эмоциональное звучание скульптуры «Скорбь матери» предлагалось усилить группой плакучих ив. Большая братская могила планировалась в виде ярусов, откосы которых оформлялись бы партерным газоном и подчеркивались яркой полосой из красных роз. Холм у главного монумента оформляется газоном с последующей его заменой можжевельником казацким.
В планах по озеленению мемориального комплекса специалистами из Москвы предлагалось также много цветочного оформления скульптурных групп и площадей, разнообразные виды и сорта растений. Правильно подобранное цветовое и световое оформление пространства и скульптур должно было усилить переживания и эмоции от увиденного.
В основу композиции парка к югу от мемориала планировалось создать характерные для нашей Родины ландшафты. Растения в лесопарке на западных склонах Мамаева кургана группировались по проекту таким образом, чтобы обустроить удобные и приятные места отдыха: лесные поляны и лужайки, оборудованные пикниковые и видовые площадки. Всю парковая часть намечено было обустроить скамейками и беседками для посетителей. К северу от телецентра, в лощине, намечались искусственные водоемы.
В июле и августе 1962 года были приняты основные решения. Зеленый массив в районе Мамаева кургана (от железной дороги до 3-й продольной магистрали) включил в себя лесопарковую часть площадью 130 гектаров и парковую часть площадью 50 га. Вся территория была разделена на три зоны: 1. Парковая часть, от железной дороги до вершины Мамаева кургана, состоит из мемориального архитектурно-скульптурного комплекса в честь Сталинградской битвы. 2. Лесопарковая часть – из лесного фона скульптурно-архитектурного комплекса, лесопарка нагорных перспектив, прогулочного парка и мест отдыха населения. 3. Зеленое кольцо – вплоть до проектируемой 3-й продольной магистрали.
…Изучая проект, поражаешься богатой фантазии его авторов. Остается только сожалеть, что не все масштабные, интересные идеи удалось воплотить. Но главное – склон Мамаева кургана, обращенный к Волге, решен как мощный скульптурный мемориал. Главное требование авторами проекта было соблюдено: скульптура, архитектура, зеленые насаждения и звуковое оформление создают целостный, яркий образ, впечатляющий радостью за победу и болью за тех, кто не вернулся домой.
Лариса Землякова, старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва»
«Волгоградская Правда» № 6, от 16.01.2015 г.