Размер шрифта Цветовая схема
RU

Город после Сталинградской битвы

 Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания боевых действий в феврале 1943 года, в условиях военного времени. Стране нужны были орудия, боеприпасы, танки, а значит, в первую очередь нужно было восстановить заводы: тракторный, «Красный Октябрь», «Баррикады». Городу была нужна электроэнергия: работы по восстановлению СталГРЭСвелись днем и ночью. Разминирование города и берега Волги в целом завершилось в рекордно быстрые сроки – до  марта 1943 года.

    Приоритетной задачей стало восстановление объектов народного хозяйства: железнодорожного сообщения, водопровода, канализации и т.д. Одна из фотографий выставки так и называется – «Первая вода в Сталинграде», на ней – колонка, к которой ходили жители за питьевой водой.

3-1.jpg
 
3-9.jpg
     
3-4.jpg
 
3-3.jpg

Несмотря на обстановку военного времени, город продолжает жить: дети играют, открываются и работают первые магазины, с гастролями приезжает госцирк.
3-6.jpg
 

3-14.jpg

3-18.jpg
 

3-13.JPG

19 (1).jpg




3-5.jpg

Восстановление города приобрело характер общесоюзной программы. В стране развернулось движение помощи сталинградцам, в котором участвовали большие регионы, такие как Казань, Куйбышевская область и др.

   Настоящим символом возрождающегося Сталинграда стало черкасовское движение (инициатор – А. М. Черкасова). На выставке представлена фотография с табличкой-указателем фронта работ черкасовцев на месте будущего проспекта Сталина – главной городской магистрали.

    В 1944 году тракторный завод выпускает первый опытный трактор – об этом сообщает в своей передовице газета «Комсомольская правда». В феврале 1945 года экстренный выпуск заводской многотиражки «Даешь трактор» публикует поздравление И. Сталина с «восстановлением завода и выпуском первых пятисот штук гусеничных тракторов и танковых дизелей в трудных условиях военного времени».

   Восстановлению Сталинграда посвящен тематический выпуск фотогазеты главного политуправления Красной Армии 1944 года. Главные герои фоторепортажа – простые люди, жители Сталинграда, возрождающие город и город, который ударными темпами поднимается из руин.

3-10.jpg
    3-11.jpg
3-12.jpg
    3-7.jpg
3-8.jpg
    3-2.jpg
3-33.jpg

Возрождение Сталинграда как крупнейшего промышленного центра Поволжья дало старт ряду других грандиозных замыслов: строительству Сталинградского гидроузла и Волго-Донского судоходного канала.

  «Штурм Волги» (перекрытие русла р. Волги 31 октября 1958 г.) – один из главных этапов строительства Волжской гидроэлектростанции. В процессе участвовало 100 мощных автосамосвалов, на которые были погружены 4500 десятитонных бетонных пирамид и 9000 бетонных кубов (каждый по тонне весом). Всего за десять часов река покорилась воле строителей, русло было перекрыто.

  Строительные работы по соединению Волги и Дона начались в 1948 году. Канал был построен в рекордно быстрый срок – всего за 3,5 года. Торжественное открытие Волго-Донского судоходного канала состоялось 27 июля 1952 года. Первым судном, прошедшим шлюз № 1, стал пароход «Иосиф Сталин».

   Масштабную реконструкцию претерпевает и сам город: на месте старых маленьких улиц появляются широкие проспекты и аллеи, на месте царицынских домиков возводятся здания в стиле сталинского ампира.  

3-17.jpg  

3-21.jpg3-22.jpg

3-24.jpg
3-15.jpg 
3-16.jpg
  3-25.jpg 
3-23.JPG

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067
(8442) 550-151