Царицын начала XX века
История царицынской фотографии начинается со второй половины 19 века, и фамилии лишь немногих фотографов того времени дошли до нас. Сведения о них мы можем почерпнуть из рекламных объявлений газет и справочных изданий. Братья Борис и Израиль Эрдман, открывшие свои мастерские в конце 19 века, по праву считаются наиболее известными царицынскими фотографами. Кроме фотографических работ, в числе которых увеличение фотографии в натуральную величину, братья продают изображения городских видов или, как Пелагея Лапшина, дают уроки фотографам-любителям.
![]() |
![]() |
Именно видовые фотографии царицынских фотографов донесли до нас облик купеческого Царицына начала XX века. Сюжет ранней царицынской фотографии прост и незамысловат: на нем представлены улицы, промыслы, здания и сооружения, которые представляли для жителей некую значимость.
Так, построенный в 1916 году Собор Александра Невского был шедевром архитектуры неовизантийского стиля; блеск куполов 58-метрового собора (около 18 этажей современных зданий) был виден отовсюду.
Другим примером является Дом науки и искусств, открытый в 1915 году, собрал под своей крышей множество городских культурных и образовательных учреждений и стал единственным в Царицыне учреждением подобного рода.
Позже на фотографиях появляются объекты, свидетельствующие о бурном развитии города, например, городского трамвая на улицах города или объекты железнодорожного сообщения.
![]() |
|
![]() |
![]() |
Военные, революционные события меняют сюжет фотографий: на них запечатлены, в основном, жители города – участники различного рода массовых мероприятий: стачек, митингов, демонстраций и торжественных мероприятий. На одной из фотографий выставки –первомайская демонстрация 1918 года в Царицыне на площади Павших борцов.
На страницах газет начала 20 века также находит отражение политическая жизнь города. Одна из газет, издававшаяся в Царицыне в 1917 году – «Республиканец», объявляя на первой полосе об открытии подписки, сообщает также о своих задачах: здесь и борьба с анархией, и поддержка Временного Правительства, и самое главное – беспристрастное освещение текущих событий.
Другим наглядным и редким образцом печатной продукции служит стенная газета - образец самодеятельного творчества, «народная трибуна» рабочего класса. Так, страницы стенгазеты«Юный печатник» содержат сатирические зарисовки, объявления и обращения к читателям. Стоит отметить, что в 1920-е годы вес публикаций стенных газет был не менее значимым, чем у официальной периодики: критические статьи и фельетоны не оставались без внимания.
![]() |
|
|
![]() |