Размер шрифта Цветовая схема
RU

Тацинский рейд ("Наш горожанин" от 21 - 27 декабря 2006 г.)

В поселке Тацинский Ростовской области издавна стоит памятник – водруженный на постамент танк "Т-34". На постаменте надпись "Слава героям танкистам-тацинцам!" Какой подвиг совершили советские танкисты ровно 64 года тому назад, за какие заслуги увековечена их память в грозной боевой машине? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться в суровые зимние дни 1942 г. Шел пятый месяц грандиозного сражения на Волге. Уже несколько недель войска 6-й немецкой армии Пayлюca были сжаты в районе Сталинграда стальным кольцом советского окружения. Южнее города, в бассейне рек Аксай и Мышкова, гремели бои. Оттуда к Сталинграду рвались бронированные полчища армейской группы "Гот", передового соединения немецкой грушам армии "Дон" во главе с генерал-фельдмаршалом Манштейном. На их пути грудью встали войска 51 -й и 2-й гвардейской армии Сталинградского фронта. Ни в коем случае нельзя было прорваться к окруженной группировке. По замыслу советского командования создалось еще одно кольцо окружения, в котором оказалась бы и группировка противника, находившаяся на Северном Кавказе. Но начавшееся наступление Манштейна заставило советское командование внести изменения в планы операции. Директива Верховного Главнокомандующего от 13 декабря предлагала нанести главный удар не на юг, как предполагалось вначале, а на юго-восток, в направлении Нижний Астахов и Морозовск. Нанести его должны были 1-я и 3-я гвардейские армии Юго-Западного фронта.

Задача поставлена 

16 декабря 1942 г. после артиллерийской подготовки советские войска перешли в наступление. Для увеличения темпа прорыва в сражение были введены четыре танковых корпуса.

Особая задача была поставлена перед 24-м танковым корпусом. Его целью должны были стать поселок и железнодорожная станция Тацинская – место сосредоточения крупных складов боеприпасов и продовольствия. Но главное – поблизости находился один из крупнейших аэродромов, с которого вражеская авиация снабжала окруженную группировку Паулюса. Уничтожению этого аэродрома командование советских войск придавало особое значение.

Ставя боевую задачу, командующий Юго-Задным фронтом И. Ф. Ватутин приказал командиру корпуса генерал-майору танковых войск Баданову при действиях в глубоком тылу противника в затяжные бои не ввязываться, главное – внезапный удар по Тацинской. Василий Михайлович Баданов не был новичком в военном деле. Службу он начал еще в годы Iмировой войны. Затем в рядах Красной Армии сражался на различных фронтах гражданской. Став кадровым военным, уже в 20-30-е гг. прошел путь от командира роты до командира танковой дивизии. Не впервой было ему участвовать и в операциях в тылу противника.

Но сейчас задача по сложности превосходила все предшествовавшие. Корпусу необходимо было преодолеть 250-300 км в условиях суровой зимы, когда мороз достигал 25 градусов, а глубина снежного покрова превышала 1 м. По пути предстояло подавлять сопротивление противника, уничтожать его резервы, срывать работу вражеских штабов, нарушать связь между частями, отрезать пути подвоза боеприпасов, топлива, продовольствия.

Все эти задачи корпус должен был решать в отрыве от своих войск, без снабжения, практически без связи. Из-за удаленности аэродромов 17-я воздушная армия генерал-майора С. А. Красовского, которая должна была прикрывать корпус с воздуха, могла сделать это надежно только до середины пути.

К тому времени в 24-й танковый корпус входили три танковые и одна мотострелковая бригады, отдельный гвардейский минометный дивизион, зенитно-артиллерийский полк и другие части. Такое крупное соединение было сложно замаскировать в открытой заснеженной степи.

Командованию корпуса – и самому Баданову, и начальнику штаба полковнику А. С. Бурдейному, и другим офицерам – приходилось брать в расчет все эти вопросы.

Однако корпус был готов к выполнению боевой задачи. Он был полностью укомплектован, хорошо экипирован и вооружен. Танки "Т-34" составляли большую часть его техники. Заранее были продуманы направления наступления, способы уберечь людей от обморожения, подготовлены отряды саперов для расчистки минных полей. Боевой дух личного состава был как никогда высок.  

Только вперед! 

7 декабря 1942 г. в 14.00 корпус начал праву через Дон. Остаток дня и всю ночь части корпуса продвигались по направлению к Твердохлебово. Впоследствии марши совершались в основном по ночам, чтобы избежать налетов вражеской авиации. Днем приходилось наступать отдельными группами по разным дорогам.

По пути корпус громил встречавшиеся ему части и гарнизоны противника, истреблял живую силу, захватывал его вооружение, боеприпасы и транспортные средства. Так, освобождении станицы Маньково-Калитвенской было захвачено 300 исправных грузовых автомобилей. Они были тут же переданы 24-й мотострелковой бригаде.23 декабря после ожесточенного боя, длившегося почти сутки, была очищена от противника станица Скосырская. Путь на Тацинскую был открыт.

Вечером Баданов собрал в Скосырской на совещание командиров бригад. Необходимо было решить – наступать на Тацинскую немедленно или ждать, пока подтянутся отставшие по дороге части. Люди были до предела измотаны непрерывными боями. Нужно было также привести в порядок материальную часть, пополнить боекомплект, заправить горючим машины. И все же было решено атаковать без промедления.

Советское командование внимательно следило за успехами танкистов. По воспоминаниям известного советского авиаконструктора Яковлева, накануне ему позвонил сам Верховный Главнокомандующий и сообщил, что наш танковый корпус вышел к крупному немецкому аэродрому. Сталина интересовало, как с минимальными затратами за короткое время вывести из строя как можно большее число вражеских самолетов. Посовещавшись с наркомом авиационной промышленности Шахуриным, Яковлев предложил наносить удары по хвосту самолетов как самой важной и одновременно уязвимой части управления крылатой машиной. Его совет оказал большую услугу советским воинам.

К рассвету 24 декабря под прикрытием густого тумана корпус скрытно занял исходные позиции. Главный удар наносили танковые бригады: 4-я гвардейская с северо-запада и 130-я – с востока. Их поддерживали 54-я танковая бригада и стрелковые подразделения корпуса. В 8.00 был дан сигнал к атаке.

Расчет командования корпуса оказался верным. Противник не ожидал увидеть на своих флангах советские танки. Уже через час железная дорога Морозовск — Тацинская была перерезана воинами 130-й танковой бригады. С запада оборону противника ломала 54-я танковая. На северной окраине Тацинской действовала 4-я гвардейская, бригада. Советские танкисты беспощадно уничтожали остатки вражеского гарнизона, не давая нигде укрыться, расстреливая его из орудий и пулеметов, давя гусеницами, сметая на своем пути укрепления и артиллерийские батареи противника.  

Фашисты ничего не подозревали 

10.30 утра Тацинская была в руках советских воинов. Практически одновременно атака началась на немецкий аэродром на окраине поселка. Как вихрь ворвались на него танковые батальоны капитанов И. Линника и М. Нечаева из 130-й танковой В это время аэродром жил своей будничной жизнью. Большая часть летчиков персонала еще находилась в землянках, некоторые самолеты механики готовили к вылету. Появление советских танков произвело на врага впечатление внезапно разверзшегося ада. Недаром статья одного из уцелевших в день немецких летчиков, Курта Штрайта появившаяся в 1952 г. в газете "Ди дойче Зольдатенцайтунг", так и называлась — "О тех, кто вырвался из преисподней". Танки на полном ходу били из орудий по самолетам. Паника, поднявшаяся в стане врага, была невообразимой. Выскакивая из землянок, гитлеровские пилоты бросались к своим машинам, но немногие успевали добежать до них. Следуя совету, полученному от Верховного командования, танкисты устремились к самолетам, стоявшим на взлетных площадках, тараня и круша их хвостовую часть.

Только к 17.00 бой на аэродроме и в поселке затих. В результате было уничтожено свыше 3500 солдат и офицеров противника, 50 орудий, 15 танков, 73 автомашины. Было захвачено более 300 вражеских самолетов (из них пятьдесят в разобранном виде – в эшелоне на станции), склады с горючим, боеприпасами, продовольствием, вещами. В тот же день на имя командующего фронтом и командующего 1-й гвардейской армией была отправлена шифротелеграмма о выполнении поставленной задачи.

За победу корпус заплатил серьезными потерями. Из 159 танков, участвовавших в начале рейда, в строю осталось 39 "Т-34" и 19 "Т-70". Было мало боеприпасов, на исходе горючее. Значительно поредели ряды бойцов и командиров.

Противник был разъярен потерей важной железнодорожной линии Лихая - Сталинград и в особенности аэродрома в Тацинской. Гитлер лично приказал не выпустить живым ни одного советского танкиста. Против 24-го танкового корпуса немецкое командование бросило танковую и пехотную дивизии. Заняв прочную оборону, советские воины приняли бой.

С 25 декабря враг упорно штурмовал позиции корпуса. Самые тяжелые бои пришлись на 27 декабря, когда гитлеровцам удалось вклиниться в оборону 24-й мотострелковой бригады. 130-я танковая бригада контратаковала противника. В этом бою совершил свой подвиг капитан М.Е Нечаев. Когда его "тридцатьчетверка" была подбита, в последнем отчаянном броске он направил ее на вражеский танк и протаранил его.

Обе машины взорвались. Когда фашистам, удалось ворваться на аэродром, их встретила рота старшего лейтенанта А. Тимченко из 54-й танковой бригады. Почти вся она во главе со своим командиром полегла в бою, но отбила атаку противника.

Гвардейцы выходят из окружения 

В самый разгар боев была получена телеграмма от Военного Совета Юго-Западного фронта о преобразовании корпуса в гвардейский.

Однако положение становилось все серьезнее, возникла реальная угроза окружения. Получив разрешение командования фронта, Баданов решил пробиваться на север, к своим тылам. Отчаянно не хватало горючего, и танкисты вышли из положения, создав под руководством инженера-подполковника В. И. Орлова необходимую смесь, взяв за основу трофейный авиационный бензин. 28 декабря части корпуса прорвали кольцо и уже к полудню были в расположении своих войск.

Так завершился легендарный Тацинский рейд. За 10 дней боев воины 24-го, а ныне 2-го гвардейского, танкового корпуса истребили 11 тыс. 292 солдата и офицера противника, 4 тыс. 769 взяли в плен, уничтожили и захватили в плен 84 танка и 106 орудий. Танкисты зенитчики корпуса уничтожили в общей сложности 431 самолет. Разгром Тацинского аэродрома фактически сорвал план "воздушного моста", по которому враг намеревался поддерживать свою окруженную группировку в районе Сталинграда.

Верховное командование и Советское правительство высоко оценили этот подвиг. Командиру корпуса Баданеву было присвоено очередное воинское звание – генерал-лейтенант танковых войск. Он первым в Советской Армии был награжден орденом Суворова II степени. Капитану Нечаеву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Орденом Ленина были награжден командир 130-й танковой бригады подполковник Нестеров, командир батальона 4-й гвардейской бригады майор Бибиков, орденом Красного Знамени – начальник штаба корпуса полковник Бурдейный, командир мотострелкового батальона майор Будрин и многие другие. Все участники рейда получили медаль "За оборону Сталинграда".

В боях за Родину 2-й гвардейский танковый корпус совершил еще немало славных дел. Он прошел долгий путь от Сталинграда до Кенигсберга, сражаясь с врагом под Харьковом, Белгородом, Прохоровкой, освобождая Ельню, Минск и Вильнюс. Двенадцать раз Верховный Главнокомандующий выносил благодарность воинам этого соединения.

Но именно тот бессмертный рейд навек прославил подвиг воинов-танкистов, дав их грозному соединению гордое имя – "Тацинское".  

Владимир Голубкин, старший научный сотрудник музея-заповедника "Сталинградская битва".

"Наш горожанин" от 21-27 декабря 2006 г.

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067
(8442) 550-151