Размер шрифта Цветовая схема

Звезда по имени Волго-Дон ("Наш горожанин" от 26 июля - 1 августа 2007 г.)

Первую попытку прорыть капал между Волгой и Доном сделали турки и татары в 16-м веке. Велели прорыть канал между реками Иловлей и Камышинкой, чтобы спустить по нему суда на Волгу. Но попытка окончилась неудачей.

Вторая попытка была предпринята Петром I в 1696 году. Во время Азовских походов Петр I приходит к выводу о необходимости капала, так как тяжелые суда перетаскивали по суше от рек Иловля и Камышника к Волге. Строительство началось в тяжелейших условиях, более 35 тысяч крестьян было согнано на стройку. Руководил работой английский инженер Бреккель. Первый шлюз, построенный в устье Камышники, сорвало половодье. Бреккель, испугавшись гнева русского царя, сбежал со стройки. Работы на канале прекратились, однако Петр I возобновил строительство канала в 1697 году и призвал руководить тоже англичанина Джона Перри. Строительство велось 3 года, летом работали до 15 тысяч человек, построили 6 шлюзов, но оно тоже было приостановлено в связи с начавшейся войной со Швецией и на этот раз окончательно.

В дореволюционной России было составлено несколько десятков проектов Волго-Донского канала. Наиболее совершенным был разработанный талантливым русским инженером-гидротехником Нестором Платоновичем Пузыревским в 1910 – 1912 гг., его можно было отнести к лучшим творениям русской технической мысли.

В октябре 1918 года начались изыскательные работы, были выделены необходимые средства, стройка была отнесена к числу первоочередных объектов, но приостанавливает работы начавшаяся гражданская война.

Вновь вопрос о строительстве канала возник в феврале 1927 года, когда Совет Народных Комиссаров РСФСР образовал комитет по сооружению Волго-Донской магистрали во главе с председателем Госплана академиком Г. М. Кржижановским. В 1928 году был готов проект, но он имел серьезные недоработки. В 40-х годах начали разработку нового проекта инженеры "Главгидростроя". Работы прервала Великая Отечественная война. В 1944 году коллектив "Гидростроя" под руководством талантливого инженера С. Жука возобновил подготовку проекта, и только в 1948 году он был подготовлен и утвержден Советом Министров СССР. И вот на опаленном войной междуречье развернулась грандиозная стройка, в которой участвовала вся страна. Мировая практика гидротехнического строительства не знает ни таких масштабов строительства, ни таких темпов его осуществления: Волго-Дон был построен за 3 года и 9 месяцев вместо плановых шести.

В процессе строительства был выполнен огромный объем строительных и монтажных работ (переработано грунта 158 миллионов куб. метров, смонтировано металлоконструкций более 44 тысяч тонн).

Для сравнения можно привести такие данные: Панамский канал 81 км длиной при таком же объеме работы строился 34 года, Суэцкий канал 164 км длиной – 10 лет 11 месяцев.

Более 2 тысяч предприятий страны выполняли заказы этой огромной стройки. И со всех уголков России ехали на стройку юноши и девушки.

"Вчера добрался до места назначения. Десятка полтора шалашей, небольшая землянка – это и есть 11-й лесоучасток Донского леспромхоза. Вокруг густой лиственный лес, – писал в дневнике лесоруб Вадим Мордас, – сегодня воскресенье, но все работают. Дорог каждый день... С первыми лучами солнца лес оглашается стуком топоров, звоном пил и шумом падающих деревьев. В лагерь возвращаемся с заходом солнца." Берегли не только минуты, но и секунды, не жалели только своих сил. Так, бригада Бориса Кочкина выполнила задание на 300%, на нее равнялись другие, учились самоотверженно трудиться. На стройке вырос коллектив, который овладел новейшей техникой, научился быстро и творчески решать самые сложные технические задачи.

Около 80% работающих участвовали в соцсоревновании. Из числа соревнующихся 67% являлись стахановцами и ударниками.

Людей же хронически не хватало. Из справки о ходе строительства на 27 февраля 1948 года: "Строительство канала испытывает острый недостаток инженерно-технического персонала. Всего не хватает утвержденным штатам человек, из них 700 инженерно-технических работников, больше 200 счетно-финансовых и плановых работников, а также 150 человек медперсонала.

В качестве перспективы пополнения недостающего персонала на строительство ожидается прибытие около 200 человек молодых специалистов и 150 человек ИТР из числа заключенных. Труд заключенных использовался постоянно на протяжении всего срока строительства. Привлекались и военнопленные немцы, на строительстве их было до 3-4 тысяч в разное время".

Труд сотен людей был успешно завершен 31 мая 1952 ода, в 13 часов 5 минут соединились воды Волги и Дона. Почти 4 месяца продолжалось путешествии Дона к Волге. Сотни людей направились к месту слияния двух великих русских рек. С радостным нетерпением смотрели участники и свидетели этого исторического события, откуда шли навстречу друг другу воды Волги и Дона.

Многие шли впереди воды, и она настигала их. Наконец Волга и Дон встретились. Все сняли шапки, берега канала огласились ликующими возгласами.

Канал обеспечивал соединение Белого, Балтийского и Каспийского морей с Азовским и Черным морями в единую воднотранспортную систему и позволил в 1952 году приступить к перевозкам массовых грузов по этой системе.

Его длина – 101 километр. Берет свое начало в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается в районе города Калача-на-Дону. Сначала проходит по долине реки Сарпы и балки Соляной, поднимается лестницей шлюзов на водораздел между Волгой и Доном, а дальше долиной рек Червленая и Карповка идет к Дону.

Искусственная трасса канала занимает 56 километров, остальные 45 километров – это водохранилище, созданное в естественных углублениях. На донском склоне трассы канала построены плотины и созданы Карповское, Береславское, Варваровское водохранилища общей площадью около 100 квадратных километров. Для подъема судов на водораздел, расположенный на высоте 88 метров над уровнем Волги и на высоте 44 метра над уровнем Дона, построено 13 шлюзов (9 на волжском и 4 на донском склоне трассы канала).

Архитектурное оформление канала величаво, прекрасно, мощно и светло. Оно посвящено ратным и трудовым подвигам нашего народа. Каждый шлюз имеет свое оформление. Большая заслуга в оформлении канала принадлежит главному архитектору "Гидропроекта" Полякову, начальнику архитектурного отдела Якубову и молодым зодчим Рогочову и Топунову.

Главенствующее положение в идейно-художественной композиции занимает памятник В.И. Ленину, который создан по проекту народного художника СССР Е. В. Вучетича и открыт 22 апреля 1973 года, до 1963 года на этом постаменте был памятник И. В. Сталину.

На мысе Сарпинского полуострова установлен памятник морякам Волжской военной флотилии, защищавшим Царицын и Сталинград.

Первый шлюз и последний, 13-й, венчает 40-метровая триумфальная арка. В районе 4-го шлюза разбита 4-я танковая немецко-фашистских на берегу водохранилища установлен обелиск в память об этих событиях.

7-й, 8-й шлюзы – это места сражений времен гражданской войны, на 10-м шлюзе установлены бронзовые бюсты героев Гражданской войны Николая Руднева, Федора Артемьева, Александра Пархоменко.

В районе 13-го шлюза 23 ноября 1942 года после ожесточенных боев соединились ударные части советских войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов, окружив 330-тысячную группировку немецко-фашистских войск в районе Сталинграда.

В честь этого исторического события, положившего начало разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом, установлен 16-метровый обелиск "Соединение фронтов".

В районе города Калача-на-Дону совершил подвиг старший лейтенант, Герой Советского Союза Н. А. Лебедев, танкист 152-го танкового батальона 69-й танковой бригады 4-го танкового корпуса, именем которого названа малая планета N2342. Совсем недавно в районе 13-го шлюза установлен Кирилло-Мефодиевский крест в память о погибших воинах.

Волго-Донской канал имеет огромное народно-хозяйственное значение, он сводит в единую водную систему все моря европейской части нашей страны. По грузообороту канал заменяет 40 железнодорожных магистралей.

Самоотверженный труд строителей был отмечен Президиумом Верховного Совета СССР. 19 сентября 1952 года более 6000 человек были награждены орденами и медалями, 12 человек удостоены звания Героя Социалистического Труда, авторский коллектив "Волго-Донстроя" стал лауреатом Государственной премии СССР.

Он был подлинной кузницей кадров гидростроя. На многих гидротехнических сооружениях страны и за рубежом трудились кадры, подготовленные на Волго-Доне. В честь этого гигантского гидротехнического сооружения одна из малых планет в 1982 году названа "Волго-Дон".

Людмила Глухенькая, старший научный сотрудник музея-панорамы "Сталинградская битва".

"Наш горожанин" от 26 июля – 1 августа 2007 г.

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067
(8442) 550-151