Размер шрифта Цветовая схема
RU

"Господь нам дарует победу" ("Крестьянская жизнь" № 14 от 9 – 15 апреля 2010 г.)

22 июня 1941 г. совпало с церковным праздником Всех Святых, в земле Российской просиявших. И для верующих это стало определенным знаком великой надежды, что война закончится нашей победой. Как и все население страны, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) узнал о начале войны из сообщения В.М. Молотова, прозвучавшего по радио в 12 часов дня 22 июня. Составленное в тот же день митрополитом Сергием Послание "Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви" заканчивалось словами "Господь нам дарует победу". Этот документ стал началом широкой патриотической деятельности РПЦ. В послании говорилось: "…не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью…он развеет в прах фашистскую вражескую силу".

Вспомним святых вождей русского народа… Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину… Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов…Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа… Не оставит она народа своего и теперь… нам нужно помнить заповедь Христову: "Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя. Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви,… недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается… А если молчаливость пастыря… объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет измена родине и своему пастырскому долгу…".

Эта тема в советское время входила в число закрытых и запрещенных. Сегодня, после 10-тилетних архивных исследований, авторам выставки, научным сотрудникам Саратовского музея боевой славы, удалось установить фамилии 70 священнослужителей Саратовской епархии, в состав которой в период Сталинградской битвы входил и наш город. Среди открытых в архивах имен служителей Церкви есть и наши земляки, и те, кто, сражаясь на фронте в годы войны, впоследствии открывали храмы в нашей области. Житель Саратовской области Петр Иванович Меренов, в годы войны рядовой 36 бригады 13 отдельного саперного батальона, награжденный медалями "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией", орденом Отечественной войны 1 степени, "За победу над Японией", в послевоенное время служил настоятелем Серафимовского молитвенного дома в г. Котельниково. Необычна и сложна судьба нашего земляка, уроженца хутора Ярского Кумылженского района, протодиакона Пасторова Маркиана Ивановича. В 1925 г. был рукоположен в диаконы, в начале войны мобилизован на оборонные работы. В 1942 г. попал в плен, бежал в Варшаву, позже служил на должности полкового диакона в войсковых частях во Франции. После войны - репатриация в СССР, проверка по линии НКВД и высылка в Прокопьевск Кемеровской области без права выезда в другие населенные пункты. Вернулся в родные места в Сталинградскую область уже в 1960-е гг.

Сложными были отношения советской власти и Русской Православной Церкви в ХХ в. В 1920-е-1930-е гг. государство преследовало Церковь как организацию, расстреливало, сажало в тюрьмы ее наиболее активных деятелей, стремилось к усилению антирелигиозной пропаганды. Повсеместно закрывались культовые здания, одни взрывались, другие использовались не по назначению. Об этом красноречиво говорят некоторые экспонаты из фондов музея-панорамы "Сталинградская битва" и документы из Государственного архива Волгоградской области. Среди них докладная записка в Сталинградский обком ВКП(б) от 14 сентября 1943 г. об использовании церковных помещений до оккупации города фашистами: из 9 сохранившихся к Великой Отечественной войне церквей только 2 (в Красноармейске и Старой Отраде) были действующими, остальные 7 использовались не по назначению – были приспособлены под инкубатор, пекарню, клуб Осоавиахима, вспомогательные мастерские мединститута, швейную мастерскую…

К началу 1940-х гг. было расстреляно и замучено более 100 тысяч православных священно- и церковных служителей. На исконной территории России осталось 5 процентов от общего числа священников. В годы войны власти резко изменили свое отношение к Церкви. Сталин и его окружение считали, что православие может стать одним из факторов победы. Верующие, дотоле ведшие религиозную деятельность подпольно, получили свободу вероисповедания, не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов, которые шли, в основном, на помощь фронту. Органы власти не препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии. Советская печать широко освещала деятельность Церкви. Из лагерей освободили десятки священнослужителей, в т.ч. 6 архиереев и 5 епископов. Еще в 1941 г. были закрыты антирелигиозные периодические издания и свернута деятельность Союза воинствующих безбожников, лозунгами которых были "Через безбожие – к коммунизму" и "Борьба с религией – это борьба за социализм".

Начало большой патриотической работе Русской Православной Церкви в годы войны было положено 26 июня 1941 г. на молебне о победе русского воинства в Богоявленском соборе в Москве,когда Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий призвал россиян на подвиг защиты родной земли и ее святынь. Сняв бриллиантовый крест клобука и наперсный крест со своей груди, митрополит Сергий положил основание к сбору средств на дело скорейшей победы. Из отчета архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (Чукова) в Московскую Патриархию, мы узнаем, что после Сталинградской битвы храмы и общины Сталинградской епархии внесли свой вклад в общецерковное патриотическое дело:

1.Крестовоздвиженская церковь ст-цы Нижне-Чирской – 32510 рублей;

2.Молитвенный дом (Калач-на-Дону) – 10000 рублей;

3.Молитвеный дом (г. Фролово) – 5728 рублей;

4.Покровская церковь (с. Заплавное Средне-Ахтубинского района) – 28854 рублей;

5.Никитская церковь (с. Старая Отрада) – 140000 рублей;

6.Богоявленская церковь (ст. Перекопка Клетского района) – 2244 рублей;

7.Молитвенный дом (хут. Нижнянка Фрунзенского района) – 5500 рублей.

Кроме того были переданы «горы теплых вещей для воинов и эвакуированных».

За годы войны Церковью было собрано более 300 млн. рублей добровольных пожертвований, в том числе на строительство авиаэскадрильи "Александр Невский" и танковой колонны  "Димитрий Донской". 5 января 1943 г. И.В. Сталин в телеграмме митрополиту Сергию выразил благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной Армии, после чего было дано указание об открытии специального счета в Госбанке СССР, что подтвердило юридический статус РПЦ. Свыше 8 млн. рублей, большое количество золотых и серебряных предметов было собрано на строительство танковой колонны. 8 марта 1944 г. в 5 км от Тулы, у деревни Горелки, на торжественном митинге при благословении митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) состоялась передача построенных на церковные пожертвования челябинскими рабочими 40 танков 38-му и 516-му отдельным танковым полкам.

Свой вклад в дело победы внесли и монахини Свято-Духова монастыря, которые собрали средства на строительство танка "Александр Невский", впоследствии прошедшего боевой путь в составе 3-й гвардейской танковой бригады 7-го танкового корпуса. Комплекс экспонатов из музея-панорамы "Сталинградская битва" иллюстрирует примеры любви и заботы монахинь Свято-Духова монастыря о жителях города, прятавшихся в монастырских подземных катакомбах во время бомбежек Сталинграда.

В годы войны в открытых городских и сельских храмах и молитвенных домах служились молебны о даровании победы русскому оружию, звучали патриотические проповеди священников, молитвы прихожан за своих родных, воевавших на фронте. Известно, что на самых сложных участках фронта служились молебны перед иконой Казанской Божией Матери: в 1941 г. в блокадном Ленинграде, в прифронтовой Москве и перед контрнаступлением советских войск под Сталинградом в ноябре 1942 г.

С июня 1944 г. управление Сталинградской епархии было передано архиепископу Астраханскому Филиппу (Ставицкому). Он часто приезжал в Сталинград, в основном, на престольные праздники. Его всегда встречали толпы людей, девушки с корзинами цветов, которые они бросали под ноги Владыке. Во время войны люди поняли, что без веры жить невозможно, и снова многие потянулись в храмы.

В течение 1943-1944 гг. Совнарком принял более десятка постановлений об условиях и порядке функционирования религиозных организаций, льгот духовенства и т.д. Начинают действовать Совет по делам РПЦ и Совет по делам религиозных культов при СНК СССР (в Сталинграде уполномоченный по делам Церкви – Косицын С.Б.). В мае 1946 г. епископ Филипп в день Победы отслужил литургию в отремонтированном Казанском храме. На службе присутствовало 5 тысяч человек (настоятель о. Александр Князевский).

Сбор средств в фонды обороны страны, в фонды помощи инвалидам войны и детям-сиротам был одним из основных направлений патриотической деятельности духовенства в военные и послевоенные годы. В 1947 г. по решению Совета по делам РПЦ взимание церковных средств на патриотические цели прекратилось.

В период так называемой «хрущевской оттепели» борьба с Церковью возобновилась с новой силой: опять развернулась кампания по закрытию храмов и монастырей, усилилась антирелигиозная пропаганда. В результате Русская Православная Церковь лишилась почти 2/3 приходов, в 5 раз сократилось число священнослужителей. Только в конце 1980-х гг. между государством и Церковью начались конструктивные отношения.

Кира Чигиринская, старший научный сотрудник музея-заповедника "Сталинградская битва"

"Крестьянская жизнь" № 14 от 9 – 15 апреля 2010 г.

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067