Размер шрифта Цветовая схема

Памятник Феликсу Дзержинскому: Вехи истории

В конце марта 2015 года большинство региональных средств массовой информации поместили на своих страницах информацию о завершении ремонтно-восстановительных работ на памятнике Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому, расположенного на площади имени Ф. Дзержинского в Тракторозаводском районе Волгограда.

История этого памятника – объекта культурного наследия федерального значения - как и места его расположения, весьма интересна. Кроме того, что «Железный Феликс» - один из трех монументов, переживших Сталинградскую битву; с местом его установки связан топонимический феномен: в площадь им. Дзержинского упирается улица Дзержинского, рядом - завод, который также носит его имя. Более того, вся часть города от Сталинградского тракторного завода до метизного завода с 1931 по 1936 годы называлась Дзержинским районом.

Имя Феликса Дзержинского неразрывно связано с историей Тракторозаводского района, несмотря на то, что этот государственный деятель не посещал наш город. Отправной точкой существования этой местности является строительство Сталинградского тракторного завода – первого в Советском Союзе, специализировавшемся на выпуске тракторов. Соответственно, история завода, его строительство – воплощение идеи Дзержинского, озвученной им в январе 1925 года.

Идея установки памятника впервые нашла отражение в печати в 1930-м году, хотя можно утверждать, что она высказывалась и ранее. В заводской газете было помещено объявление скульптора: «Построить памятник Дзержинскому! Скульптор т. Нечаев обязуется работать над эскизом. Рабочие тракторного предлагают построить на заводе памятник Феликсу Дзержинскому. Я, как скульптор, обязуюсь оказывать всякое содействие в работе по выработке эскиза. Призываю всех рабочих, весь инженерно-технический персонал Тракторного подхватить почин «ударника» и создать коллективный памятник вождю, чье имя с гордостью носит наш завод. НЕЧАЕВ»

Однако работу над памятником поручают другому мастеру – известному советскому скульптору Сергею Дмитриевичу Меркурову, автору памятников В. И. Ленину, Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому и т.д.

Сергей Дмитриевич Меркуров – выдающийся мастер советской монументальной скульптуры. Родился в 1881 г. в Александрополе (сейчас – Гюмри), по окончании городского училища переезжает в Тифлис, где поступает в реальное училище. Год состоит слушателем Киевского политехникума, но уже в 1902 году уезжает в Швейцарию, где учится на философском факультете Цюрихского университета. Именно здесь он познает свое истинное призвание – быть скульптором и пробует свои силы в этой области: будучи учеником швейцарского скульптора Адольфа Майера, начинает заниматься ваянием. По совету учителя из Цюриха Меркуров переезжает в Мюнхен, где до 1905 года учится в Академии художеств, в классе профессора Вильгельма Рюмана. В течение трех последующих лет Меркуров совершенствует свое образование во Флоренции, а затем и в Париже, где впервые знакомится с работами французского скульптора Огюста Родена, творчество которого производит на молодого художника потрясающее впечатление. В 1910 году скульптор возвращается в Россию, избирая постоянным местом жительства Москву. Революция застает Меркурова в расцвете творческих сил, но стоящим на распутье. Однако уже в 1920-е годы перед скульптором открылись огромные творческие перспективы; ко времени установки памятника Ф. Э. Дзержинскому Меркуров – один из самых именитых скульпторов своего времени.

Стоит указать, что автор к тому времени уже обращался к исторической личности Феликса Эдмундовича, делая в 1926 году его посмертную маску. Позже скульптор еще не раз будет работать с личностью «рыцаря революции»: памятники Дзержинскому авторства Меркулова установлены в г. Дзержинске и на могиле государственного деятеля у Кремлевской стены.

В своих монументальных творениях скульптор стремился к узнаваемости, к сходству с моделью в пропорциях фигуры. Особе внимание автор уделял портретному сходству. Биографы Меркурова отмечают в его работах не только внешнюю точность, но и психологическую достоверность. Памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому у стен тракторного завода не стал исключением.

В 1930-е годы территория Сталинградского тракторного завода благоустраивается. Окончание первого этапа благоустройства было приурочено к пятилетию предприятия, все работы планировалось завершить к 17 июня 1935 года. Над архитектурной реконструкцией заводских территорий трудились московские специалисты, под руководством инженера-архитектора, профессора Ивана Сергеевича Николаева. Согласно проекту, в центре площади находились проходные ворота, слева – памятник Ф. Дзержинскому с оградой бульвара за ним, справа должна была осуществляться новая планировка с переносом трамвайной остановки; посередине площади должны были размещаться фонтаны и зеленый ковер (партер). Кроме того, на главной заводской магистрали и перед входными воротами предложено было установить цветочные вазоны, фонтаны, скамьи, указатели движения, надписи и вывески, электро-часы и «прочие малые формы».

В мае 1935 года профессор И. С. Николаев, говоря о текущих работах по благоустройству заводских территорий, упоминает и памятник Феликсу Дзержинскому: «… Первая очередь должна быть выполнена к 5-летней годовщине завода – 17 июня. Сюда включается сооружение большого памятника Ф. Э. Дзержинскому, имя которого носит завод. … Это должен быть бронзовый монумент высотой в четыре метра. Уже намечено место для него на площади перед заводом…» Заместитель руководителя архитектор М. В. Сергеев в конце мая 1935 года докладывал о готовности рабочих чертежей памятника: «… Из Москвы мы получили телеграмму об окончании сооружения памятника и о выезде группы рабочих для обработки на месте лабрадора (красивый дорогой камень, которым будет облицован пьедестал)…»

17 июня 1935 года, в день пятилетия со дня пуска Сталинградского тракторного завода, состоялось открытие памятника, которое стало одним из ключевых моментов праздничных мероприятий. Постановлением комиссии по подготовке к пятой годовщине СТЗ, «открытие митинга на площади поручить тов. Таскаеву. Открытие памятника Ф. Э. Дзержинского поручить члену ЦИК СССР тов. Богатову». Кроме указанных лиц, на торжестве присутствовали Иосиф Михайлович Варейкис, Моложаев, Дыбец, Валентин Васильевич Фокин, Григорий Яковлевич Раппопорт, делегации рабочих Москвы, Ленинграда, Харькова, Челябинска, Самары, Саратова, орденоносцы завода.

В мероприятии открытия памятника принимал участие и его автор – именно он разрезал шнур и «… открылась мощная фигура, выражающая неисчерпаемую силу, страстность и порыв. Его рука указывает на завод оплот социализма, замечательный тракторный завод».

Стоит отметить, что тот памятник, который стоит на площади сейчас и тот, который был установлен в 1935 году – не один и тот же. Изначально был установлен временный памятник, в ряде источников указывается различный материал, в большинстве случаев памятник назван «гипсовым». Только спустя год, в мае 1936 года на площади была установлена бронзовая фигура Дзержинского: та, которуюмы видим и по сей день.

В начале Великой Отечественной войны мимо бронзовой фигуры «Железного Феликса» проходили на фронт танки, сходящие с конвейера СТЗ, а осенью 1942 года памятник и сам оказался на передовой. Тракторозаводцы первыми вступили в бой с противником, прорвавшимся к Волге в районе поселка Рынок, а завершилось сражение на северной окраине города на день позже, чем в центре. Только 1 февраля 1943 года в подвале механосборочного цеха тракторного завода был пленен штаб северной группы войск противника под командованием генерал-полковника Карла Штреккера. Оружие сложили свыше 40 тысяч немецких солдат и офицеров.

В фондах музея-панорамы «Сталинградская битва» хранятся фотографии разрушенной площади имени Дзержинского. От довоенной красоты не осталось и следа. Памятник уцелел, однако сильно пострадал: гранитная облицовка пьедестала была разбита, сама фигура – изрешечена осколками. Разрушенная в ходе войны левая рука памятника (указующая) позже была восстановлена в художественной мастерской тракторного завода. Монумент был подвергнут небольшому восстановительному ремонту, однако капитальный ремонт не проводился вплоть до 1960-го года.

К 30-летию Сталинградского тракторного завода были запланированы масштабные работы по благоустройству площади Дзержинского, в числе работ была запланирована облицовка мрамором постамента памятника Ф. Э. Дзержинскому; автором проекта реконструкции выступил архитектор Иван Корнелиевич Белдовский.

В ходе работ памятник был капитально отремонтирован: постамент был полностью реконструирован, малая трибуна постамента в виде амвончика была полностью разобрана, ступени пьедестала были выполнены из кованого серого гранита, а сам пьедестал был облицован лабрадаритом – полированным черным гранитом. Бронзовая фигура была очищена от копоти и пыли. После проведения работ по благоустройству было запрещено восхождение на постамент, массовые сборы людей на самом постаменте.

На протяжении нескольких лет за памятником «Железному Феликсу» не было должного ухода. Несмотря на статус объекта культурного наследия федерального значения, в последние годы монумент уже не был украшением заводской площади: у пьедестала отслоилось окрасочное покрытие, на нем имелись сколы, были разрушены некоторые плиты постамента. Вмешательство прокуратуры спасло памятник от забвения и разрушения: в исполнение судебного решения были проведены реставрационные работы. Не без основания можно сказать: сегодня у волгоградского памятника «Железному Феликсу» началась новая жизнь, он снова – образец культурного наследия.

Виктория Гурьянова, старший научный сотрудник музея-заповедника “Сталинградская битва”.

 Журнал «Проект. Нижняя Волга» №2 (14) август 2015 г.

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067
(8442) 550-151