Размер шрифта Цветовая схема
RU

Танки в Царицыне

Первые танки появились на полях сражений Первой мировой войны в 1916 г. – это общеизвестный факт. Однако мало кто знает, что эти тяжелые бронированные гусеничные машины, разрушающие оборонительные сооружения и помогающие пехоте продвигаться вперед с минимальными потерями, сражались в составе Кавказской армии П. Н. Врангеля под Царицыном во время Гражданской войны.

Английские штучки

В конце марта 1919 года в Новороссийск на пароходе «Святой Михаил» прибыла первая партия английских танков. Это были шесть тяжелых машин Мk-V и самые эффективные шесть средних Мk-А («Уиппет», или «Борзая»). Тяжелые танки Mk-V весили 27-29 тонн, Mk.A «Уиппет» - 14 тонн.  Первым командиром школы, где обучали танкистов, стал майор Н.Макмиклинг, 13 апреля 1919 г. прибывший в Россию из Франции вместе с десятью офицерами, унтер-офицерами и солдатами. Войска интервентов принимали непосредственное участие в боях, соответственно и экипажи танков были либо иностранными, либо смешанного состава. По воспоминаниям британского персонала, готовившегося воевать исключительно «в стране снега и льда», «Новороссийск оказался солнечным и зеленым городом, а в Южной России было гораздо теплее, чем в Англии». До лета 1919 - го танки использовались Вооруженными Силами юга России крайне редко – они рассматривались как особо ценное оружие, и их берегли на крайний случай. Огромные российские просторы и нехватка хороших шоссейных дорог привели к тому, что боевые действия с использованием танков преимущественно осуществляли вдоль линии железной дороги или вблизи крупных рек.

Самцы и самки – британские танки

В танковый отряд, составлявший целый эшелон, входил паровоз, две контрольные платформы, четыре платформы с танками, три-четыре платформы с автомобилем, два классных вагона для солдат и офицеров, один товарный вагон для офицерского собрания, два вагона для склада запасных частей и имущества, а также один вагон для бензина и масла. Офицеры размещались в вагонах первого класса, а другие военнослужащие – в крытых вагонах, оборудованных спальными местами. Британские танки, выпускались в двух модификациях. Первая - «самка» - с чисто пулемётным вооружением, количество пулеметов колебалось от трех до восьми, в основном это были английские пулеметы Виккерса и Гочкиса, на тяжелых машинах. «Самец»  - со смешанным пушечно-пулемётным вооружением, устанавливались двухскоростные 57 мм-е пушки. Танки казались неуязвимыми, о них ходили легенды еще до их прибытия в Кавказскую армию. Солдаты и офицеры ждали чего-то сверхъестественного. Говорили, что их не пробивают трехдюймовые снаряды, что они сворачивают телеграфные столбы, переползают через окопы и проволочные заграждения. Естественно, что управление танками поручалось самым грамотным и доблестным офицерам. Танкам давали русские названия: «Генерал Корнилов», «Генерал Дроздовский» и др.

Боевое крещение

В начале июня 1919 года находящиеся на фронте 12 английских танков перебросили в Кавказскую армию генерала П.Н.Врангеля, которая в мае-июне 1919 г. наступала на Царицын. 29 июня врангелевцы подтянули все наличные танки к городу. Движение с исходных позиций танки начали в два часа ночи. Ружейно-пулеметный огонь противника не причинил тяжелым машинам вреда. Танки двигались вперед, не прекращая обстрела окопов и уничтожая проволочные заграждения. Заместитель командира английского танка капитан Макэлвин описал сражение так: «Наступая на линию обороны, в течение 10-15 минут танки подвергались сильному оружейному и пулеметному обстрелу, однако, как только они приблизились, противник начал быстрое отступление». К 12-00 два Мk V и один «Уиппет» (второй вышел из строя из-за поломок) прибыли на сборный пункт у Бекетовки, где их заправили горючим и снабдили боеприпасами с подвод, которые прибыли следом за ними. В 17-00 танки, атаковав с юга позиции красных частей на окраинах города, прорвали проволочные заграждения, помогли сорвать контратаку противника и заставили отойти  в город. Участники этих событий описывали произошедшее так: «Продвигаясь вдоль берега к Царицыну, машины подверглись ожесточенному обстрелу, приблизительно из трехдюймовых орудий, бивших по открытым смотровым щелям. Один из осколков попал в «Уиппет», у одного Мk V  возникли проблемы с зажиганием. Майор Брюс приказал танкам отойти на ночь на безопасное расстояние из района боевых действий, поэтому они простояли в овраге в двух километрах южнее Царицына».

«Танька тож не без осечек»

 В результате первых дней боев Красная армия была отброшена в город и оставила линию обороны. Двум оставшимся Мk V предписывалось вступить в бой в два часа ночи 30 июня, однако для них нигде не могли найти ни капли горючего. Подводы снабжения пропали. Возможно, их реквизировала другая воинская часть, либо их возницы решили, что следование за танками в открытых телегах - небезопасное занятие. Части белых начали новый штурм города утром 30-го июня. Красноармейцы удерживали здания по обеим сторонам улиц и наносили противнику серьезный урон своим ружейно-пулеметным огнем. К 19 часам танки, наконец, были заправлены и два из них въехали на улицы Царицына. Однако к этому времени сопротивление Красной армии было уже сломлено и их формирования отступали на север. Таким образом, 30 июня из-за недостатка топлива и боеприпасов в бой пошел только один Мk V с английским экипажем.   Участник первых боев танкист Приходько вспоминал, что психологическое воздействие танков на красноармейцев было шокирующим. Для поднятия духа бойцов Красной армии поэт Демьян Бедный написал шуточное стихотворение «Танька и Ванька» (опубликованное в «Красной газете» 1 ноября 1919 г.). «Таньке ходу нет в болоте, не пойдет она в снегу. С пушкой подступы к пехоте. Не один я стерегу…»; «Танька тож не без осечек, Таньке люб не всякий грунт – и завзятый человечек подорвет ее в секунд…». Это была не только агитка, но и практически первое в РККА пособие по противотанковой обороне для рядовых бойцов. Служба в танковых частях считалась очень тяжелой и вредной для здоровья, поэтому английские танкисты по закону не могли служить на танке более четырех месяцев. Дальнейшая служба была чревата заболеваниями легких. Командование Кавказской армии старалось русским танкистам чаще давать передышку, предоставлять отпуска.

Так ли страшен бронированный чёрт

Танки применялись и в последующих боях за Царицын уже во время контрнаступления красных войск. К концу 1919 г. командование Красной армии уже имело представление о технико-тактических данных английских танков. Об их слабых и сильных сторонах и сумело разработать указания для стрельбы по танками. Вот что в них говорилось о борьбе с танками: «Эти танки производят на малоустойчивые и плохо дисциплинированные войска, особенно на тех, кто их впервые видит в действии, большое моральное впечатление, когда перед ним, большею частью из дымовой завесы, вырисовываются грозные контуры бронированных чудовищ, перелезающих все препятствия и готовых открыть убийственный огонь из пулеметов и пушек в упор – вдоль по окопу», «устанавливается совершенно определенно, что неуязвимость для артиллерийского огня танков противника – пустая сказка. Снарядами малокалиберной пушки Маклена были подбиты обе стенки танка и разрушен мотор, чем танк был окончательно выведен из строя». Именно 37-мм пушки Розенберга и Маклена, а также системы «Грюзонверк» на протяжении 1920-х годов оставались в РККА в числе средств борьбы с танками и бронемашинами – до принятия на вооружение противотанковых пушек». В ходе наступления красных в октябре 1919-марте 1920 года в качестве трофеев было захвачено 50 танков (войсками Южного и Юго-Восточного фронтов 19 танков, войсками Кавказского фронта - 31 танк). Все они были брошены или на заводах, где проходили ремонт, или на железнодорожных платформах из-за невозможности вывести их в тыл. По неофициальным данным, по рассказам жителей Сталинграда, подбитые танки Кавказской армии до начала 30-х гг. стояли в северной части города, впоследствии были пущены в переплавку для производства тракторов Сталинградским тракторным заводом.  

Елена ЛЕПКОВА, старший научный сотрудник отдела МИМ музея-заповедника «Сталинградская битва»

«Аргументы недели», 10 августа 2016 г.

 




 
Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067
(8442) 550-151