Размер шрифта Цветовая схема
RU

"Как красноармеец с неба спрыгнул" О. Кулькина

Более 90 лет прошло после Гражданской войны в России, но, тем не менее, еще есть в ее истории малоизвестные страницы

Касается это, например, и боевых действий авиации, а особенно - первых опытов прыжков с парашютом.

От мешков с песком до человека

В октябре 1919 года на Царицынском фронте действовал 18-й отдельный воздухоплавательный отряд 10-й Красной Армии, базировавшийся недалеко от реки Ахтубы. В нем, кроме прочего оснащения воздухоплавателей того времени, имелось несколько старых парашютов, доставшихся Красному Воздушному флоту от Русского императорского военно-воздушного флота, но не использовавшихся им. Не удивительно - французские парашюты системы "Жюкмесс" представляли собой довольно ненадежную громоздкую систему. Парашют при этом помещался в специальное конусное прорезиненное ведро, которое подвешивалось снаружи к корзине аэростата.

Но молодой воздухоплаватель отряда, помощник фотографа по своей гражданской профессии, Александр Владимирович Эдельштейн решил совершить показательный прыжок с парашютом из корзины привязного аэростата. В своих воспоминаниях об этом он писал:

"Получив парашют, я ежедневно его осваивал, изучал его конструкцию, надежность, прочность, систему действия, порядок его укладки в резиновое ведро, его подвешивание к корзине, его подвесную и поясную системы, крепление к ним парашюта. Товарищи ежедневно уговаривали меня оставить эту "сумасшедшую" затею. Но я твердо решил совершить сказочный для того времени полет с парашютом. Тогда товарищи решили сыграть со мной шутку. Принесли мне старый зонтик и предложили прыгнуть с ним с балкона второго этажа. Я согласился, но потребовал также и тонкую проволоку. Укрепил ее от каждой спицы зонта к ручке, чтобы зонт не вывернуло при полете, и прыгнул, угодив ногами в разостланную под балконом солому. Прыжок прошел очень удачно".

Затем последовало испытание парашютов с манекенами, состоялось оно 23 октября 1919 года. Однако закончилось неудачей - купол парашюта при раскрытии порвался в воздухе, не выдержав динамической нагрузки. Причина была в том, что парашюты лежали на складе уложенными в прорезиненные чехлы и очень долго не просушивались. Шелковая ткань их потеряла свою крепость, эластичность и рвалась. Тогда командир отряда дал указание испытать другой парашют. На этот раз все прошло более удачно. Купол раскрылся в воздухе и благополучно доставил на землю мешок с песком.

Показательный прыжок самого Александра Эдельштейна был назначен на следующий день. В полдень 24 октября привязной змейковый аэростат подготовили к подъему. Возле него собрался весь отряд, а также жители соседнего местечка.

После небольшого митинга раздалось несколько выстрелов, извещающих о начале подъема. Заработала лебедка. Аэростат покачнулся и начал плавно подниматься над землей. Вот он достиг запланированной высоты в 850 метров и замер на месте. Пилот подал условный сигнал для отделения, и Александр Эдельштейн покинул борт аэростата. За ним тянулась веревка, которая вытягивала из чехла стропы и купол парашюта. Через пару секунд, к восторгу собравшейся публики, над головой первого советского парашютиста раскрылся белоснежный купол.

Прыжок, восторг и… премия

О своих впечатлениях от этого прыжка Александр Эдельштейн писал позднее: "Я испытал неописуемую радость, ощущение необычайного простора и очень приятную качку всего корпуса. При посадке на землю я ощутил толчок - такой, как если бы спрыгнул со стула".

Под гром аплодисментов Александр благополучно приземлился, выполнив первый в истории Красной Армии показательный прыжок из поднебесья. "Парашют прибило к земле, и я без труда собрал его на руки, - рассказывал он в своих воспоминаниях. - Люди с восторгом кричали "ура!", они хватали меня за руки, щупали шелк парашюта, задавали вопросы, угощали пирожками и бубликами. Вскоре подъехал мотоцикл, я сложил парашют в коляску и был доставлен к командиру отряда".

Командир отряда Петров, приняв рапорт Эдельштейна, поздравил его с успешным выполнением первого прыжка в Рабоче-Крестьянском Красном Воздушном флоте. На следующий день, 25 октября 1919 года, вышел приказ по 18-му воздухоплавательному отряду № 248:

"24 октября был произведен спуск на парашюте системы "Жюкмесс" с высоты 850 м военнослужащим отряда Александром Эдельштейном. За означенный спуск А. В. Эдельштейну объявить благодарность за проявленную самоотверженность, за мощь Красного Воздушного флота нашей славной Красной Армии. Выдать ему денежную награду в размере 50 рублей. Командир воздухоплавательного отряда Петров, военком Громов".

Никто из участников того эксперимента не мог себе тогда представить, насколько важным он окажется в исследовательском и пропагандистском плане. За ним последовало множество других, куда более сложных. И уже не иностранный, системы "Жюкмесс", а советский парашют Котельникова вскоре, в 20-е годы прошедшего века, станет главным средством спасения отечественных авиаторов при воздушных авариях.

А история показательного прыжка с парашютом Александра Эдельштейна получила с годами свое продолжение в создании современных средств спасения летчиков и в развитии в нашей стране парашютного спорта.

Фото архив музея-заповедника "Сталинградская битва"

Ольга Кулькина, старший научный сотрудник музея-заповедника "Сталинградская битва"

14.03.2016 "Волгоградская Правда" 
Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067
(8442) 550-151