Размер шрифта Цветовая схема
RU

“Тов. Ленин” нападал на белых по ночам

Во время Первой мировой и Гражданской войн бронепоезда представляли собой грозную силу.

В наших краях они активно применялись как в борьбе белых и красных войск за Царицын в 1918-1919 годах, так и в сражении за Сталинград во время Великой Отечественной войны.

В начале минувшего века уездный городок Царицын был важным железнодорожным узлом, в котором сходились три железнодорожные ветки: Юго-Восточная, ведущая на Воронеж и далее на Москву, Владикавказская - на Северный Кавказ, и Донецкая - на Украину. Недаром из 23 поездов, имевшихся у Красной Армии в 1918 году, 15 действовали именно в районе Царицына.

Использование бронепоездов под Царицыном было первым в нашей стране опытом массированного применения этого вида военной техники, в том числе в разведывательно-диверсионной деятельности, при проведении рейдов, налетов, засад. При этом захватывались пленные, оружие, боеприпасы, продовольствие…

Так, в конце июля 1918 года в ходе налета на станцию Лог экипажем “красного” бронепоезда “2-й Сибирский” были захвачены оружие, лошади и медикаменты. Немногим позже с бронепоезда “Коммунист” вновь было совершено нападение на ту же станцию, рядом с которой находился командный пункт Белой армии. Посеяв панику среди штабных работников и высадив десант, нападающие захватили 48?линейное орудие и отступили.

В течение всей осени 1918 года при обороне красными участка фронта Гумрак - Котлубань - Иловля - Лог бронепоезд “Тов. Ленин”, перемещаясь по ночам, уничтожал железнодорожные мосты противника.

Помимо одиночных налетов, проводились и групповые диверсионные операции с привлечением экипажей нескольких бронепоездов. Так, 13 января 1919 года был проведен групповой налет красных на занятый белыми войсками пригород Царицына Бекетовку. При нем были задействованы бронепоезда “Гром”, “Черноморец”, “Брянский” и “Воля”. В результате операции были захвачены в плен два офицера и 130 солдат, изъято 12 пулеметов с патронами и отогнано 60 обозных повозок. 18 января 1919 года красными в том же составе бронепоездов, за исключением “Брянского”, был проведен налет на станцию Сарепта.

Близ той же Сарепты бронепоезд “2-й Сибирский” захватил после разведки броневой поезд Белой армии “Единая неделимая Россия”, который находился на стоянке. Сняв часовых, диверсионная группа прицепила захваченные броневагоны к своему поезду и тихим ходом отступила вместе с ними на исходные позиции.

С марта 1919 года бронепоездам в Красной Армии были приданы и воздухоплавательные отряды. В частности, совместно с броневыми силами в районе Царицына действовал 23-й воздухоплавательный отряд, имевший на вооружении два аэростата. Ему командованием была поставлена задача следить за передвижениями противника. В мае 1919 года бронепоезд “Воля” был оборудован лебедкой с тросом для запуска аэростата, с которого при подъеме на высоту в тысячу метров возможно было просматривать местность до 40 километров вокруг. Только с 7 по 24 мая состоялись 73 его успешных боевых подъема, что составило в общей сложности более 200 часов.

После окончания Гражданской войны бронепоезда как вид бронетехники стали отходить на второй план, их место при проведении боевых действий стали занимать бронеавтомобили и танки, имеющие большую маневренность и не зависящие от железных дорог. Но, тем не менее, “Боевой устав броневых сил РККА” от 1931 года прямо указывал, что “бронепоездная разведка является составной частью разведывательной деятельности войск”.

В Великую Отечественную войну бронепоезда представляли для наших войск хоть и второстепенное, но важное средство ведения боя. Однако они оказались очень уязвимы от действий авиации противника, поэтому и не сыграли решающей роли при основных сражениях, в том числе и за Сталинград.

В наши дни бронепоезда можно увидеть в основном на фотографиях в музейных экспозициях, однако актуальность их использования не теряется. Подтверждением этому может служить применение бронепоездов в период проведения контртеррористической операции на территории Чеченской республики.

Сергей Иванюк, заместитель заведующего отделом Мемориально-исторический музей

"Волгоградская Правда", 20.02.2016 г.

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067