Размер шрифта Цветовая схема
RU

Война, вышедшая на подмостки

Лицом к лицу с историей – наверное, именно такими словами многие из нас, бывая в музеях, могут определить свои общие впечатления от увиденного. На самом деле у каждого музейного экспоната своя история, если хотите – судьба. Подчас даже кажущаяся обычной вещь на стенде может многое рассказать и о человеке, которому она принадлежала, и о времени, в котором он жил. Ученый секретарь музея-заповедника «Сталинградская битва» Ольга ЧЕРВИНСКАЯ сегодня рассказывает историю, основанную на хранящейся в фондах музея коллекции личных вещей и документов писателя-фронтовика Юлия ЧЕПУРИНА.

С каждым поступившим в музей новым предметом открывается новая страничка сталинградской истории. Такую страничку мы смогли прочитать, получив в дар документы и личные вещи военного корреспондента газеты «Сталинское знамя» Сталинградского фронта Юлия Петровича Чепурина.

Из семьи революционера

Юлий Петрович родился 10 мая 1914 года в Саратове в семье революционера, участника Гражданской войны, защитника Красного Царицына. Там он окончил театральное училище, служил артистом драматического театра им. К. Маркса.

Война застала Юлия Петровича на срочной службе. Его боевой путь начался на рассвете 22 июня 1941 года в Дрогобыче на Западной Украине в составе 8-го механизированного корпуса 26-й армии.

Через три месяца войны судьба свела его с поэтом Федором Белкиным, работавшим в газете «Сталинское знамя», и Чепурин стал литературным сотрудником этой газеты.

Взять «на штык!»

Пройдя через страшные первые месяцы войны, познав на себе все ее ужасы, красноармеец Чепурин писал, может быть, и не совсем поэтически правильные, но яркие, образные и понятные каждому бойцу стихи. Среди его документов есть вырезка из газеты «Сталинское знамя» со стихотворением «Тебя с победой ждут!».

Работая во фронтовой газете, Чепурин писал все – стихи, очерки, заметки. Во время Сталинградской битвы вел рубрику «Вчера в районе Сталинграда».

Особенно хорошо ему удавались сатирические стихи, анекдоты и частушки. И перед наступлением нового 1942 года редакционный совет предложил Юлию Петровичу вместе с художником Марком Вайсбордом выпустить сатирическое приложение к газете «Сталинское знамя». Результатом этого сотрудничества стало приложение «На штык!».

В доме Павлова  

Как журналист Чепурин был обязан быть всегда на острие и часто выезжал из редакции на фронт. Об этом свидетельствуют подлинные командировочные предписания, удостоверения, справки, выписки из приказов.

Во время одной из таких командировок младший политрук Чепурин узнал, что четверо бойцов 13-й гвардейской дивизии захватили и несколько суток удерживают четырехэтажный дом на площади 9 Января. Он непременно должен был там побывать! И он там побывал. Познакомился с бойцами, побывал в «штабе рево люции» – так называли ребята штаб своего гарнизона (комнату в подвале Дома Павлова).

Чепурин был в этом подвале, когда бойцы читали и обсуждали статью «Поголовное сумасшествие немцев» из журнала «Сборник русской и иностранной литературы» № 20 за октябрь 1914 года издательства Каспари.

В ней виднейшие зарубежные ученые высказывались о нездоровом стремлении немецкой нации к мировому господству еще в начале Первой мировой войны! Листочек со статьей Юлий Петрович сберег, пронес через всю войну.

Результатом его знакомства с защитниками Дома Павлова стал большой очерк, опубликованный на развороте газеты «Сталинское знамя» № 284 от 31 октября 1942 года.

О Сталинграде из Сталинграда

Но этот очерк был только началом. В дни сражения на Волге, когда за развитием событий в Сталинграде, затаив дыхание , следили во всем мире, Юлий Петрович Чепурин начал писать пьесу – о Сталинграде из Сталинграда. Защитники Дома Павлова перекочевали из реальной жизни на страницы фронтового блокнотика, в котором будущий драматург делал короткие заметки.

Он смог передать в своей пьесе то, что под силу было лишь человеку, побывавшему в эти дни на правом берегу Волги, – защитнику Сталинграда. За время создания пьесы Юлия Петровича дважды хотели наградить (он был представлен к ордену Красного Знамени) и дважды отдать под трибунал. Но пьеса, несмотря на все трудности, была завершена. Автор посвятил ее генерал-лейтенанту Кузьме Акимовичу Гурову – члену Военного совета 62-й армии Сталинградского фронта, который не раз помогал ему во время работы над пьесой.

Герои на сцене и в зале

Премьера спектакля по пьесе «Сталинградцы» состоялась в начале апреля 1944 года в Центральном театре Красной Армии. В этом же году пьеса «Сталинградцы» вышла в издательстве «Искусство» тиражом 3000 экземпляров. Пьесу Чепурина поставил и Сталинградский драмтеатр, она много лет была в его репертуаре.

Спектакль по пьесе «Сталинградцы» был поставлен коллективом вернувшегося из эвакуации Сталинградского драматического театра имени М. Горького и долгое время с большим успехом шел на его сцене.

31 января 1973 года спектакль удалось впервые посмотреть фронтовому товарищу и коллеге Юлия Петровича – Юрию Абрамовичу Левину. В те дни в Волгоград приехали тысячи защитников города, и вечером на спектакле в драмтеатре Левин наблюдал удивительную картину. Вот как он сам описывает тот памятный вечер:

«…Я впервые видел такое: каждый герой имеет своего прототипа в зале. Вот пробирается сквозь горящую улицу города снайпер Кудров. Не Василий ли Зайцев это? Он. Или вот комдив полковник Климов ведет бой за Дом специалистов.

Кто он? Это же Александр Ильич Родимцев, сидящий в пятом ряду седой генерал. А вот и сам командарм, в грохоте боя отдающий приказ, Василий Иванович Дыбин, генерал-лейтенант. И в зале сидит бывший командарм 62-й армии Василий Иванович Чуйков, Маршал Советского Союза.

Я видел, как оба командарма по окончании спектакля обнялись и расцеловались. Хотя представление и закончилось, но зрители долго не расходились. Сцена рукоплескала залу, а зал – сцене, и все вместе – автору, воину-сталинградцу, драматургу Юлию Петровичу Чепурину».

«Сталиградцы» стала началом трилогии, в которую вошли пьесы «Последние рубежи» и «Совесть». За пьесу «Совесть», рассказывавшую о восстановлении Сталинграда, Юлий Петрович был удостоен Сталинской премии 3-й степени.

Как OLYMPIA спасла жизнь

Чепурин находился на Сталинградском фронте с первого до последнего дня. Но на всю жизнь запомнился ему день окончания Сталинградской битвы. 2 февраля 1943 года, проходя по улице города, он увидел торчащую из сугроба портативную печатную машинку. Это была немецкая Olympia. Юлий Петрович взял ее в руки, начал рассматривать, держа на уровне груди. И тут засевший где-то в развалинах немецкий снайпер выстрелил. Разрывная пуля искорежила шрифт, не нанеся вреда человеку. Свою «спасительницу» Чепурин оставил у друзей: «Если останусь жив, вернусь за ней…»

И он вернулся, встретив День Победы в районе Праги вместе с нашими воинами и подошедшими войсками союзников-американцев. На заводе заменили искореженный латинский шрифт русским, и «спасительница» стала верной спутницей писателя до конца его дней. На ней рождались все его произведения, а после его смерти женой была подготовлена к печати книга его фронтовых воспоминаний «Сталинградский котел».

Не забывать

…Нет уже в живых маршала Чуйкова и генерала Родимцева, давно ушли из жизни сержант Павлов и лейтенант Афанасьев. Скончался в 2003 году и Юлий Петрович Чепурин.

Но память об этих людях продолжает жить. А их наследие – не только опубликованные литературные произведения и мемуары, но и обычные вещи, сохранившиеся до наших дней. Такие, как печатная машинка, письма, фотографии и документы, которые теперь стали частью музейной коллекции. Это то, что формирует историческую память, каждый день рассказывая о героическом прошлом нашей великой страны.

"Волгоградская правда", 24.06.2017 г.

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067