Духовно-нравственные ориентиры русского зарубежья

В отечественной литературе и истории утвердился смысловой ряд 3-х периодов эмиграции XX в. из России. Первый период - 1917-1922 гг. - так называемая эмиграция первой волны. 2-я и 3-я волны эмиграции - это периоды после Второй мировой войны и «застойных» 70-х-80-х годов.
Русская постреволюционная
эмиграция отличается количеством и массовостью: около 2,5 млн. россиян
оказались за пределами отечества. Уникальность эмиграции первой волны заключается
в том, что на чужбине возникла вторая Россия - страна без территории, но со
своими
политическими партиями, общественными организациями, университетами, церковными
общинами и армией.
Эмиграция конца 1910-х - начала 1920-х гг. сложилась из трех разнородных слоев. Первый, самый немногочисленный, состоял в основном из дипломатов и предпринимателей - это те, кто в 1917 г. работали или жили за границей и не вернулись, надеясь пережить лихие годы. Здесь были и те, которые не смогли вернуться в Россию через фронты Первой мировой войны: артисты на гастролях, русские студенты и ученые в европейских университетах и т.д. Это был материально и психологически самый благополучный, но и самый незначительный слой эмиграции.
Второй слой - самый многочисленный и трагический: группы беженцев и белоэмигрантов, потерпевших поражение на разных фронтах Гражданской войны и покинувших родину в 1919 - 1920 гг. Только за полтора года из России уехало более миллиона человек, в том числе около 60% военнослужащих, переживших унижение разгрома и бегства, распад всех семейных и общественных связей. Центральное событие этого периода - крымская катастрофа ноября 1920 г., когда родные берега покинули на кораблях своих и союзников сразу около 150 тыс. человек. Они уходили с последнего клочка земли потерянной ими России. Здесь были представлены все социальные слои общества: от крестьян и казаков до членов императорской семьи. Они уходили в Европу чаще всего без денег, без будущего, с ожесточением в сердце.
Третий слой русской эмиграции начал складываться с 1920 г. из интеллигенции и гражданской образованной публики. Первоначально они попадали в Европу вместе с отступавшими белыми армиями через Прибалтику, Польшу, Манчжурию, Турцию. Но центральным событием, которое определило психологический настрой и состав этой «культурной эмиграции», стала высылка из СССР представителей творческой интеллигенции в августе - сентябре 1922 г. Бегство представителей этого слоя из советской России продолжалось до конца 1920-х гг., когда между СССР и старым миром опустился «железный занавес» идеологии. Эмигрантов, разбросанных в течение 20 столетия по всему миру, связало печатное слово - газеты, журналы, книги (более тысячи изданий) - один из способов сохранения русской культуры на чужбине.
Но все-таки Русская Православная Церковь за рубежом в наибольшей степени сконцентрировала в себе все православное и национальное, и вокруг нее сплотилась значительная часть русского Зарубежья. Политические настроения русских эмигрантов располагались в спектре от монархических до либеральных убеждений, полностью воспроизводя атмосферу дооктябрьских событий. Именно Церковь за рубежом смогла объединить все русские эмигрантские течения. И только на чужбине начался возврат русской интеллигенции и дворянства в лоно Церкви. Потеряв родину, русский высший класс обрел веру.
Представители интеллектуальных кругов русской эмиграции пытались разобраться в первопричинах событий, так горестно отразившихся на их судьбах. Их волновали вопросы: почему Белое движение потерпело поражение; почему народная масса не приняла его лозунгов и идей.
27 ноября/10 декабря 1918 г. А.И. Деникин назначил протопресвитером военного и морского духовенства Добровольческой армии Г. Шавельского. Уже в эмиграции в 1943 году отец Георгий (Шавельский) написал «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота», в которых назвал причины неудач Белого движения. «Если хотя бы не все, - этого никогда не бывает, - а большинство в Добровольческой Армии прониклось мыслью, что в ту пору нужно было жертвовать не только своею жизнью на поле брани, но и своими правами, преимуществами, достоянием своим, и мечтать не о реставрации старого, а о стройке нового, отвечающего интересам не отдельных классов, а целого народа, - тогда, думается, добровольческий подвиг привел бы нас к лучшим результатам».
Сменив на посту Главнокомандующего ВСЮР генерала А. И. Деникина, генерал П. Н. Врангель в апреле 1920 г. обратился к епископу Севастопольскому Вениамину (Федченкову) с просьбой принять должность управляющего военного и морского духовенства с титулом епископа армии и флота. Отец Вениамин пишет в своих воспоминаниях «На рубеже двух эпох» о положении Церкви в Белом движении юга следующее: «Авторитет Церкви вообще был слабый... Голос наш дальше храмовых проповедей не слышался. Да и все движение добровольцев, было патриотическим, а не религиозным. Церковь, архиереи, попы, службы, молебны - все это для белых было лишь частью прошлой истории России, прошлого старого быта, неизжитой традиции и знаком антибольшевизма, протестом против безбожного интернационализма...».
Религиозный подъем в Русской армии и населении Крыма начался с прибытием Курской чудотворной иконы Божией Матери, которую по просьбе барона Врангеля привезли из Сербии. Эта икона оставалась в Крыму до общей эвакуации Русской армии в ноябре 1920 г.
Отец Вениамин рассуждал о том, что Белому движению по сути нечего было противопоставить большевикам. «Старые привычки? Реставрацию изжитого петербургского периода русской истории и восстановление «священной собственности», «Учредительное собрание» или «Земский Собор», который каким-то чудом все - все разъяснит и устроит? Нет, мы были глубоко бедны идейно. И как же при такой серости мы могли надеяться на какой-то подвиг масс, который мог бы увлечь их за нами? Чем? Я думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин провала всего белого движения - в его безыдейности».
Многие священники разделяли точку зрения отца Вениамина. Протоиерей Михаил (Прудников), служивший в усыпальнице о. Иоанна Кронштадтского в Иоанновском монастыре в Петрограде, когда ему в 1919 г. сказали, что Деникин уже подходит к Москве, Колчак, Юденич и Миллер - все успешно действуют, гневно ответил: «Все это ни к чему, зря только кровь проливают, ровно ничего не выйдет».
Игуменья Гефсиманскаго монастыря в Иерусалиме Варвара (Цветкова) вспоминала о своей беседе со старцем о. Аристоклием (Амвросиевым)- будущим преподобным Аристоклием Афонским: «...Помню, как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую армию, которая тогда образовалась. «Нет, не надейся, — сказал батюшка, — потому что дух не тот». «Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию».
Сам отец Вениамин написал доклад А.В. Кривошеину, возглавлявшему правительство Юга России при П. Н. Врангеле в Крыму. В нем он дал характеристику положения, в котором оказались белые армии и часть населения России с точки зрения религиозной, моральной и народной. Он подытоживает: «...по всем этим пунктам мы не стоим на должной высоте. Народ не считает нас своими. Далее я спрашивал: можем ли мы измениться? Опыт трех лет борьбы показывает - нет! А если так, то мы должны сознаться, что спасителями. Родины быть не можем». Через полтора месяца части Русской армии покинули Россию и отправились в Константинополь. Там епископ Вениамин стал одним из главных сторонников организации самостоятельной церковной жизни русских беженцев. Оставаясь епископом армии и флота, отец Вениамин удалился в 1922 г. в монастырь Петковица (назван в честь мц. Параскевы Пятницы) близ города Шабац в Сербии. Осенью 1923 г., покинув пост епископа армии и флота, он стал викарием архиепископа Савватия в Карпатской Руси. Занимался миссионерской деятельностью, преподавал в эмигрантских учебных заведениях. Возглавлял епархии в Северной Америке. Вернулся на родину в 1948 г.
Поражение высшего общества, проявившееся в разгроме Белого движения, стало следствием его духовного поражения.
В начале 1920-х годов представители эмигрантских кругов были уверены, что власть большевиков не продержится долго. С минуты на минуту ждали падения большевистского режима, казалось, что трагический ход революционных событий - это всего лишь роковая цепь военных неудач и политических предательств.
По мере укрепления советской власти в зарубежной России происходило «отрезвление». Жизнь большинства эмигрантов была чрезвычайно тяжелой. Вопрос «ради чего жить?» был на повестке дня постоянно. Постепенно началось осмысление произошедшей катастрофы. Трагические переживания многих привели к религиозной вере и православию. Тяжелый психологический надлом потерявших собственность, богатство, привилегии высшего сословия заставил его искать утешения в русской Церкви, часть представителей которой также оказалась за рубежом. «Русские эмигранты, - писал впоследствии протопресвитер Александр Шмеман, - всегда много спорили, поэтому у них даже воспоминания о России были разными... Были люди, которые со слезами вспоминали, как они 9 января 1905 года гнали демонстрантов с Сенатской площади, и те, которые с теми же слезами умиления вспоминали, как их гнали. Но и те, и другие соединялись в наших храмах. И для тех, и для других, какой бы они знак ни ставили, где бы ни расставляли „плюсы” и „минусы”, в конце концов, храм был один. И тут происходило не то что идеологическое примирение (оно нам, русским, вообще противопоказано), но кончались споры, но все прикасались к тому, что несомненно».
Среди беженцев, высадившихся в ноябре 1920 г. в Константинополе, была группа архиереев Русской Православной Церкви, возглавляемая митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким). Тогда же иерархи приняли решение о продолжении деятельности прежнего Временного Высшего Церковного управления (ВРЦУ) на юге России уже за границей. В мае 1921 г. это церковное управление по приглашению Сербского Патриарха Димитрия переехало из Константинополя на территорию Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 г. - Югославия), где к русским относились с особой благодарностью за защиту Сербии в годы 1-й мировой войны. 31 августа 1921 г. Архиерейский собор Сербской Православной Церкви постановил принять под свою защиту ВРЦУ с сохранением его самостоятельной юрисдикции. Фактически иерархам Русской Церкви были предоставлены автокефальные права на территории Королевства СХС. В марте 1922 г. Патриарх Тихон официально из Москвы поблагодарил сербского Патриарха Димитрия за предоставление убежища русским архиереям.
Но не все было так просто внутри самой русской зарубежной Церкви. Наиболее ярким представителем русского православия за рубежом был митрополит Евлогий (Георгиевский). «Истину православия он выносил долгим и тяжким жизненным опытом. В начале своей научной деятельности он был марксистом... но марксизм его пытливый ум не удовлетворил; в поисках Истины он пришел к идеализму, от идеализма — к христианству, от христианства — к православию, от православия — к священству».
В период работы Первого Всезаграничного церковного собора в ноябре г. в Сремских Карловцах отец Евлогий оказался в числе меньшинства, выступавшего против вовлечения русской зарубежной церкви в политическую деятельность монархического толка. Эта позиция была поддержана в России Патриархом Тихоном, который возвел отца Евлогия в сан митрополита в январе.
(Окончание следует)
КИРА ЧИГИРИНСКАЯ, старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва»
«Православное слово» № 1, январь 2017 г.