История создания Главного монумента мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане

Величественный монумент создавался в течение трех лет. По первоначальному проекту холм должна была венчать двухфигурная композиция: Родина-мать со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдат с автоматом, преклонивший колени и целующий колосья. Потом авторский замысел изменился. Ведь несмотря на то, что победа под Сталинградом знаменовала собой коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, до окончательной победы было еще далеко.
Автор комплекса Евгений Вучетич продолжал творческий поиск, и в конце концов появилось новое решение — динамичная, порывистая фигура женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. Левой рукой она указывает на запад, в стремительном движении призывая своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом. Суровое волевое лицо, развевающиеся на ветру волосы и одежда — все это олицетворяет непреодолимую силу, экспрессию и страстный призыв к наступлению, к освобождению своего Отечества. По словам члена авторского коллектива заслуженного архитектора Ф. М. Лысова, «новое предложение явилось логичным, высоко эмоциональным завершением того героического пафоса, которым насыщены все скульптурные композиции комплекса».
Строительство грандиозного сооружения началось с возведения фундамента высотой 16 м, вокруг него был насыпан 15-метровый холм. В 1964 году на вершине кургана появились леса, был смонтирован подъемный кран, подъемник. С помощью этих механизмов создавался главный монумент и поднимался меч.
Рядом со строительной площадкой была установлена модель фигуры в 1/10 величину (5,2 м), которая имела горизонтальные срезы через каждые 5 см. Наружные контуры срезов снимались на кальку. В результате горизонтальных срезов было получено множество сечений контуров фигуры – «лекал». Каждое полученное сечение было увеличено в 10 раз и нанесено на фанерные листы, по которым делалась наружная гипсовая опалубка. Для проведения этих работ на заводе «Газоаппарат» был предоставлен отдельный цех. На площадках лесов по частям, послойно, собирали форму, внутри которой была установлена арматура.
В 1965 году была сооружена внутренняя деревянная опалубка, которую постепенно наращивали и одновременно укладывали и уплотняли бетон. В последующем гипсовая оболочка скульптуры была удалена. Голова фигуры, шлейфы шарфа, руки изготавливались отдельно на строительной площадке, затем монтировались при помощи башенного крана.
Внутри пустотелой фигуры находится лестница, позволяющая подняться по всей ее внутренней высоте и подойти к любой части ее внутреннего объема, а в правой руке предусмотрен лаз для прохода в полость меча.
В мае 1967 года был установлен и закреплен меч, который впоследствии был заменен на новый, внешне полностью соответствующий проекту, но с улучшенной аэродинамикой.
Надземная часть скульптуры не связана жестко с фундаментом и прочно стоит за счет своего огромного веса и точного расчета центра тяжести. Это позволяет при образовании крена фигуры в любую сторону от вертикальной оси посредством гидравлических домкратов отрихтовать ее в нужное положение.