Жили мечтой о возвращении
Как обустраивалось донское казачество в эмиграции
После разгрома Русской армии генерала Врангеля в Крыму ее бойцы в ноябре 1920 года были вынуждены покинуть родину. Многие верили, что они еще вернутся, но судьба распорядилась иначе.
Стали артистами
В отличие от других белых армий Русская армия долгое время усилиями барона Врангеля сохранялась как боевая единица. К началу эмиграции ее части были сведены в корпуса: 1-й армейский (бывшая Добровольческая армия) генерала Кутепова, Донской - генерала Абрамова и Кубанский - генерала Фостикова. Первым пристанищем воинских чинов были военизированные лагеря на территории Турции и Греции. Донской корпус разместился в окрестностях Константинополя - в районе Чаталджи. Сначала казаки жили в деревянных бараках, старых овчарнях, пахнущих навозом, без дверей с дырявыми крышами. Освоившись, стали рыть землянки, которые были теплее бараков. Вода и топливо были в числе главных проблем. Из-за перебоев с продовольствием приходилось заниматься охотой и рыболовством, ходили на заработки в соседние деревушки. В лагерях Чаталджи проживали не только строевые казаки, но и донские гражданские беженцы - всего около 20 тысяч человек. Командование корпуса поощряло занятие ремеслами: изготовление кружек, ламп, посуды из консервных банок, выделку деревянных ложек, гребней, сапожных колодок; «сапожничество», починку белья, появление прачечных, полковых мастерских. Штабом Донского корпуса в лагерях были открыты читальни, шко школы для обучения грамоте рядовых казаков, общеобразовательные курсы для офицеров. Появились библиотека, струнный оркестр и театр. Наибольший восторг у зрителей театра вызывали пьесы, написанные самими казаками на злободневные лагерные темы. На спектакли по выходным и праздничным дням приходили не только казаки, но и французы, а также турки из окрестных деревень. Вход был бесплатным.
Станица Есауловская близ Белграда
В балканских странах армейские чины в одних случаях переходили на «трудовое положение», занимаясь сельскохозяйственными или дорожными работами, в других - пополняли ряды пограничной стражи или полицейской охраны. На свои средства командование содержало безработных, больных, женщин и детей. Материальный ущерб и людские потери Сербии в Первой мировой войне создали условия для расселения беженцев в сельской местности. Поэтому прибывшие в Объединенное королевство сербов, хорватов и словенцев (будущую Югославию) казаки могли селиться общинами (станицами) и сохранять традиционные способы ведения хозяйства. Так, в селе Томашевау в 70 км севернее Белграда возродилась донская станица Есауловская. Как вспоминал атаман станицы Алферов, «отношение сербского населения было безукоризненным, жили они богато, очень часто оказывали помощь продуктами, станичники же в свою очередь помогали им управляться с сельским хозяйством...».
Помнить корни свои
В отличие от Югославии Болгария не стала заметным центром русской эмиграции. Переполнение рабочего рынка балканских стран, неустойчивость заработка способствовали рассеянию Русской армии по разным странам мира. Тяжелым положением беженцев пользовались различные агитаторы. В результате около тысячи эмигрантов, преимущественно казаки, выехали в Бразилию, где им пришлось работать в основном на кофейных плантациях.
Казаки, проживавшие в Европе во вновь созданных станицах, были к приютившим их государствам лояльны, а к местному населению испытывали дружеские чувства. В станицах и хуторах заботились об инвалидах, одиноких женщинах, детях и безработных, оказывали юридическую и медицинскую помощь, отстаивали интересы казаков. Казаки-священники служили в храмах Сербской православной церкви. Среди станичников были регенты церковных или любительских хоров, учителя начальных школ, инструкторы верховой езды. Поскольку казакам на чужбине редко удавалось приобрести собственный участок и заниматься хлебопашеством, многие из них охотнее занимались ремеслами или создавали артели-задруги: изготавливали кефир, сыр, пекли хлеб. Нередко казаки со средним образованием становились писарями, бухгалтерами, землемерами...
Жен казаки выбирали из местного населения. Это были словачки, русинки, немки, венгерки, браки с которыми были прочными и многодетными. Детей крестили в православную веру. С помощью приданого заводили собственное хозяйство. Младшее казачье поколение быстро ассимилировалось в среде, удаленной от очагов русской культуры. Станицы не дали казакам распылиться, потерять свои обычаи, обряды, культуру. Подобно казачьим военным подразделениям они подчинялись атаманам и войсковым руководителям.
Кира Чигиринская, старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва»
«Волгоградская Правда» № 13, 27 января 2015 г.