Размер шрифта Цветовая схема
RU

Жили мечтой о возвращении

Как обустраивалось донское казачество в эмиграции

После разгрома Русской ар­мии генерала Врангеля в Кры­му ее бойцы в ноябре 1920 года были вынуждены поки­нуть родину. Многие верили, что они еще вернутся, но судь­ба распорядилась иначе.

Стали артистами

В отличие от других белых ар­мий Русская армия долгое время усилиями барона Врангеля со­хранялась как боевая единица. К началу эмиграции ее части были сведены в корпуса: 1-й армейский (бывшая Добровольческая армия) генерала Кутепова, Донской - генерала Абрамова и Кубанский - генерала Фостикова. Первым пристанищем воинских чинов были военизированные лагеря на территории Турции и Греции. Донской корпус разместился в окрестностях Константинополя - в районе Чаталджи. Сначала казаки жили в деревянных бараках, ста­рых овчарнях, пахнущих навозом, без дверей с дырявыми крышами. Освоившись, стали рыть землян­ки, которые были теплее бараков. Вода и топливо были в числе главных проблем. Из-за перебоев с продовольствием приходилось за­ниматься охотой и рыболовством, ходили на заработки в соседние деревушки. В лагерях Чаталджи проживали не только строевые казаки, но и донские гражданские беженцы - всего около 20 тысяч человек. Командование корпуса поощряло занятие ремеслами: из­готовление кружек, ламп, посуды из консервных банок, выделку деревянных ложек, гребней, са­пожных колодок; «сапожниче­ство», починку белья, появление прачечных, полковых мастерских. Штабом Донского корпуса в лаге­рях были открыты читальни, шко­ шко­лы для обучения грамоте рядовых казаков, общеобразовательные курсы для офицеров. Появились библиотека, струнный оркестр и театр. Наибольший восторг у зрителей театра вызывали пьесы, написанные самими казаками на злободневные лагерные темы. На спектакли по выходным и празд­ничным дням приходили не только казаки, но и французы, а также турки из окрестных деревень. Вход был бесплатным.

Станица Есауловская близ Белграда

В балканских странах армейские чины в одних случаях переходили на «трудовое положение», занима­ясь сельскохозяйственными или дорожными работами, в других - пополняли ряды пограничной стражи или полицейской охраны. На свои средства командование содержало безработных, больных, женщин и детей. Материальный ущерб и людские потери Сербии в Первой мировой войне создали условия для расселения беженцев в сельской местности. Поэтому при­бывшие в Объединенное королев­ство сербов, хорватов и словенцев (будущую Югославию) казаки могли селиться общинами (стани­цами) и сохранять традиционные способы ведения хозяйства. Так, в селе Томашевау в 70 км севернее Белграда возродилась донская ста­ница Есауловская. Как вспоминал атаман станицы Алферов, «отно­шение сербского населения было безукоризненным, жили они бога­то, очень часто оказывали помощь продуктами, станичники же в свою очередь помогали им управляться с сельским хозяйством...».

Помнить корни свои

В отличие от Югославии Болгария не стала заметным центром рус­ской эмиграции. Переполнение рабочего рынка балканских стран, неустойчивость заработка спо­собствовали рассеянию Русской армии по разным странам мира. Тяжелым положением беженцев пользовались различные агита­торы. В результате около тысячи эмигрантов, преимущественно казаки, выехали в Бразилию, где им пришлось работать в основном на кофейных плантациях.

Казаки, проживавшие в Европе во вновь созданных станицах, были к приютившим их государствам лояльны, а к местному населению испытывали дружеские чувства. В станицах и хуторах заботились об инвалидах, одиноких женщинах, детях и безработных, оказывали юридическую и медицинскую по­мощь, отстаивали интересы каза­ков. Казаки-священники служили в храмах Сербской православной церкви. Среди станичников были регенты церковных или любитель­ских хоров, учителя начальных школ, инструкторы верховой езды. Поскольку казакам на чужбине редко удавалось приобрести соб­ственный участок и заниматься хлебопашеством, многие из них охотнее занимались ремеслами или создавали артели-задруги: изготавливали кефир, сыр, пекли хлеб. Нередко казаки со средним образованием становились пи­сарями, бухгалтерами, землеме­рами...

Жен казаки выбирали из мест­ного населения. Это были сло­вачки, русинки, немки, венгерки, браки с которыми были прочными и многодетными. Детей крестили в православную веру. С помощью приданого заводили собственное хозяйство. Младшее казачье поко­ление быстро ассимилировалось в среде, удаленной от очагов русской культуры. Станицы не дали каза­кам распылиться, потерять свои обычаи, обряды, культуру. Подоб­но казачьим военным подразделе­ниям они подчинялись атаманам и войсковым руководителям.

Кира Чигиринская, старший научный сотрудник музея-за­поведника «Сталинградская битва»

«Волгоградская Правда» № 13, 27 января 2015 г.

 
Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067